г. Хабаровск |
|
22 августа 2014 г. |
Дело N А51-32949/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой,
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
рассмотрев в судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬКОР Ко лтд" на решение от 12.02.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А51-32949/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.П. Нестеренко,
в суде апелляционной инстанции судьи С.В. Гуцалюк, А.В. Гончарова, Е.Н. Номоконова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью НАУЧНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬКОР Ко лтд"
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третье лицо: управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
об оспаривании отказа
Общество с ограниченной ответственностью "НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬКОР Ко лтд" (ИНН 2537005247, ОГРН 1032501798262, место нахождения: 690065, г. Владивосток, ул. Ялтинская, 15; далее - заявитель, общество, ООО "НТК "АЛЬКОР Ко лтд") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент) от 07.10.2013 N 20/03/02-13/26505 в предоставлении земельного участка площадью 1 611 кв. м в районе ул. Ялтинская, 18 в г. Владивостоке с предварительным согласованием места размещения объекта и об обязании ответчика повторно рассмотреть заявление ООО "НТК "АЛЬКОР Ко лтд" о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке.
Определением от 27.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - управление, УГиА администрации г. Владивостока).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "НТК "АЛЬКОР Ко лтд" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как не соответствующие нормам права. Заявитель не согласен с выводом суда о наличии утвержденной документации по планировке территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа, что препятствует предоставлению испрашиваемого земельного участка. Полагает, что спорные правоотношения возникли до утверждения проекта планировки территории.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по обращениям ООО "НТК "АЛЬКОР Ко лтд" от 07.08.2013 N 20-31051, от 11.02.2013 N 20-4621 департамент земельных и имущественных отношений Приморского края письмом от 07.10.2013 N 20/03/02-13/26505 сообщил обществу о невозможности осуществить выбор земельного участка ориентировочной площадью 1 611 кв. м, расположенного в районе ул. Ялтинская, 18 в г. Владивостоке, с предварительным согласованием места размещения объекта строительства - спортивного объекта и сооружения без трибун для зрителей и стоянки автомобильного транспорта, поскольку из письма УГиА администрации г. Владивостока следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах планировочной территории полуострова Шкота, утвержденной постановлением администрации города Владивостока от 25.12.2012 N 4478. Также указано, что ранее ООО "НТК "АЛЬКОР Ко лтд" по указанному земельному участку был утвержден проект границ земельного участка и акт выбора площадки для строительства крытой автостоянки с залами для оздоровительных тренажеров и офисными кабинетами (распоряжение от 28.12.2007 N 1013).
ООО "НТК "АЛЬКОР Ко лтд", расценив данное письмо как отказ в выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства и полагая его не соответствующим нормам земельного законодательства (статьи 31 Земельного кодекса РФ), нарушающим права общества на получение земельного участка, в порядке названной статьи закона обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать департамент повторно рассмотреть соответствующее заявление общества.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему предшествует выбор земельного участка для строительства, принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта (статья 31 Земельного кодекса РФ).
На территории города Владивостока выдача акта о выборе земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отнесены к компетенции управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (пункт 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением думы города Владивостока от 03.04.2009 N 259).
Порядок выдачи актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории урегулирован Регламентом предоставления администрацией г. Владивостока соответствующей услуги, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 03.12.2010 N 1608.
В соответствии с пунктом 3.14 Регламента уполномоченное лицо управления проверяет схемы в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории, на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119; производит предварительный анализ возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм.
Как установлено, по заявлению общества по земельному участку для строительства с предварительным согласованием места размещения спортивного объекта и сооружения без трибун для зрителей и стоянки автомобильного транспорта на земельном участке в районе ул. Ялтинская, 18 управлением в целях обеспечения выбора земельного участка для строительства проведена проверка расположения земельного участка на соответствие его использования с учетом действующих градостроительных документов. В результате чего установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в границах планировочной территории полуострова Шкота, утвержденной постановлением администрации города Владивостока от 25.12.2012 N 4478. Данное отражено в письме УГиА администрации г. Владивостока от 18.09.2013 N 23766/20у, направленном, в том числе, обществу.
Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно Градостроительному кодексу РФ градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ).
Следовательно, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Соответствующая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1633/13.
В рассматриваемом случае установлено, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа, в отношении которой имеется проект планировки, утвержденный постановлением главы г. Владивостока от 25.12.2012 N 4478. Данный факт подтверждается представленными в материалах дела выкопировками из графической части проекта планировки.
Поскольку наличие проекта планировки в отношении испрашиваемого земельного участка препятствует по выбору земельного участка в порядке пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, действия департамента по отказу в соответствующем выборе земельного участка не могут быть расценены как не соответствующие закону.
Кроме того, судами установлено, что проектом планировки не предусмотрено размещение на спорном земельном участке спортивного объекта и сооружения без трибун для зрителей со стоянкой автомобильного транспорта; на участке планируется размещение сооружения для хранения автомобильного транспорта со встроенными административными, спортивными помещениями и кафе.
При установленном суды, оценив согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в деле доказательства и установив невозможность обеспечить выбор земельного участка для испрашиваемых целей в связи с наличием проекта планировки территории, признали приведенные департаментом мотивы отказа, изложенного в письме от 07.10.2013 N 20/03/02-13/26505, достаточными и обоснованными, в связи с чем правомерно сделали вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы суда, фактически направлены на установление иных обстоятельств по делу, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, окружным судом не принимаются.
Ссылка на то, что в отношении спорного земельного участка не подлежит применению документация по проекту планировки территории, поскольку обществом до ее утверждения начата процедура по выбору земельного участка, противоречит материалам дела. В частности, обращение общества о выборе спорного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства - спортивного объекта и сооружения без трибун для зрителей и стоянки автомобильного транспорта - датировано 11.02.2013, т.е. после утверждения проекта планировки (постановление от 25.12.20112 N 4478).
При изложенном основания для отмены решения, постановления и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2014 по делу N А51-32949/2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.