г. Хабаровск |
|
27 июня 2013 г. |
А24-3507/2012 |
Резолютивная часть постановления от 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: Г.А.Суминой, О.Н.Трофимовой
при участии:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича - представитель не явился;
от Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края - представитель не явился;
от третьего лица: Краевого государственного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича
на решение от 05.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013
по делу N А24-3507/2012 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н.Довгалюк; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В.Гончарова, Н.Н.Анисимова, Г.М.Грачёв
по заявлению индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича
к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края
треть лицо: Краевое государственное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края"
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
Арбитражный суд Камчатского края решением от 05.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013, отказал индивидуальному предпринимателю Восканяну Мгеру Жораевичу (ОГРНиП 305410109000036, далее - предприниматель) в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ОГРН 1084101000147, место нахождения: 683032, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Пограничная, 19, 409; далее - заинтересованное лицо, министерство) в предоставлении в аренду земельного участка площадью 400 кв.м. с предполагаемым местом размещения г.Петропавловск-Камчатский, Горизонт-Север, оформленного письмом от 04.07.2012, а также отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения указанного объекта.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Краевое государственное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (ОГРН 1104101003456, место нахождения: 683003, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинградская, 89; далее - КГУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края").
В кассационной жалобе предприниматель Восканян М.Ж., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, предлагает указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что судами сделан ошибочный вывод о том, что спорный земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:316, предоставленного ранее на основании договора безвозмездного срочного пользования иному лицу для проведения проектно-изыскательных работ.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
КГУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, письмом от 04.07.2012 N 03/5118-01-09 Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края отказало индивидуальному предпринимателю Восканяну М.Ж. в удовлетворении заявления от 07.06.2012 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта капительного строительства - здания торгового магазина, указав примерный размер земельного участка 400 кв.м и предполагаемое место размещения объекта - Горизонт-Север.
Отказ обоснован тем, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:316, предоставленного ранее на основании договора безвозмездного срочного пользования иному лицу для проведения проектно-изыскательских работ.
Кроме того, министерство сообщило предпринимателю, что в силу пункта 1 части 1 Постановления Правительства Камчатского края от 17.05.2012 N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах" предоставление земельных участков для строительства объектов торгового назначения осуществляется исключительно на торгах.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового
акта, признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласований мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В таком заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу статьи 2 Закона Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого значения Петропавловске-Камчатском" распоряжение земельными участками в г.Петропавловске-Камчатском, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Камчатского края в случаях предоставления указанных земельных участков для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденным Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17.02.2010 N 710, названное министерство осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества Камчатского края.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 указанной выше нормы Кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Поскольку статьи 30, 31 ЗК РФ не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, если имеются
препятствия для его выбора, то судами сделан правильный вывод о том, что совершение последующих действий по выбору земельного участка является нецелесообразным, если на вопрос о возможности осуществления строительства на испрашиваемом земельном участке получен отрицательный ответ.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующих обстоятельств.
Согласно письму Министерства от 04.07.2012 N 03/5118-01-09, имеющемуся в материалах дела, испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119: 316, что подтверждается имеющимся в материалах дела заключением специалиста министерства, копией ортофотоплана данного земельного участка.
Из распоряжения Министерства от 06.04.2012 N 247-р следует, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010119: 316 площадью 68851 кв.м. предоставлен КГУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" в безвозмездное срочное пользование сроком до 01.04.2013 для проведения проектно-изыскательных работ, о чём 06.04.2012 между министерством и указанным учреждением заключен соответствующий договор.
Кроме того, судами приняты во внимание положения части 1.1 статьи 30 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Камчатского края N 225-П от 17.05.2012 "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах", согласно которому предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством и Законом Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" органы государственной власти Камчатского края имеют право распоряжаться, при их использовании для строительства объектов торгового назначения (в том числе торговых центров, магазинов продовольственных и промышленных товаров, рынков) осуществляется без предварительного согласования места размещения объектов исключительно на торгах.
Поскольку предприниматель обратился в министерство с заявлением о выборе земельного участка для строительства объекта торгового назначения (торгового магазина) 07.06.2012, то есть после вступления в силу названного Постановления Правительства Камчатского края, то судами сделан правильный вывод о том, что предоставление предпринимателю испрашиваемого земельного участка для целей строительства, минуя торги, невозможно.
С учётом того, что оспариваемое решение министерства соответствует требованиям земельного законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности суды, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали предпринимателю Восканяну М.Ж. в удовлетворении заявленных требований.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 по делу N А24-3507/2012 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
Г.А.Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.