г. Хабаровск |
|
18 июля 2013 г. |
А51-27825/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Е.П. Филимоновой
Судей: Т.Г. Брагиной, Н.В. Меркуловой
при участии:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Тихонова Родиона Борисовича - Васильченко В.А., представитель по доверенности от 27.11.2012 N 25 АА 0850541;
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - представитель не явился;
от Министерства регионального развития Российской Федерации - представитель не явился;
от третьих лиц:
закрытого акционерного общества "Дальзавод-Терминал" - Руденко О.А., представитель по доверенности от 26.11.2012 N 2;
федерального казённого учреждения "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации - представитель не явился;
общества с ограниченной ответственностью "СОЛЛЕРС-Дальний Восток" - Смирнов Ю.Ю., представитель по доверенности от 01.01.2013 N 03/13;
открытого акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" - Железный А.В., представитель по доверенности от 02.07.2012 N 25АА0621425;
открытого акционерного общества "Центр судоремонта Дальзавод" - Железный А.В., представитель по доверенности от 02.07.2012 N 25АА0621434;
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "СОЛЛЕРС-Дальний Восток", открытого акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта"
на решение от 09.01.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013
по делу N А51-27825/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Голуб Е.И., в суде апелляционной инстанции судьи Еремеева О.Ю., Номоконова Е.Н., Гончарова А.В.
По заявлению индивидуального предпринимателя Тихонова Родиона Борисовича
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Министерству регионального развития Российской Федерации
третьи лица: закрытое акционерное общество "Дальзавод-Терминал", федеральное казённое учреждение "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "СОЛЛЕРС-Дальний Восток", открытое акционерное общество "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", открытое акционерное общество "Центр судоремонта Дальзавод"
о признании незаконными распоряжения, приказов
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 11 июля 2013 года до 16 часов 00 минут.
Индивидуальный предприниматель Тихонов Родион Борисович (ОГРН 310253702800050, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1072540005724, далее - департамент) от 20.07.2012 N 1603 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "СОЛЛЕРС-Дальний Восток" места размещения объекта: "Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода в г. Владивостоке"; приказов Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегионразвития) от 23.07.2012 N 325 "Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд путём прекращения права на земельные участки", от 23.07.2012 N 330 "Об изъятии путём выкупа объектов недвижимости для федеральных нужд" в части пунктов 5, 6, 7, 9 приложения к приказу. В порядке восстановления нарушенного права предприниматель просит обязать Минрегионразвития отменить ограничения (обременения) права Тихонова Р.Б. на аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Дальзаводская, д.2, кадастровые номера 25:28:000000:369, 25:28:000000:370, 25:28:010029:32, и на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г.Владивосток, ул. Дальзаводская, д.2: сооружение - разгрузочно-комплектовочная площадка, инвентарный номер 05:401:001:003597250:0130; подъездные железнодорожные пути общей длиной 483,0 м (лит. Г2, Г3), условный номер 25:28:013100:01:15789/Г2,Г3, сооружение - причальная набережная длинною 220,0 м (лит. Г), инвентарный номер 15789, условный номер 25:28:013100:01:15789/Г; объект незавершённого строительства (готовностью 23%) (лит. Г35), инвентарный номер 05:401:001:003597250:0125 путём направления письменных уведомлений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
Определениями суда от 13.11.2012 и от 30.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казённое учреждение "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации", закрытое акционерное общество "Дальзавод-Терминал" (далее - ЗАО "Дальзавод-Терминал"), общество с ограниченной ответственностью "СОЛЛЕРС-Дальний Восток" (далее - ООО "СОЛЛЕРС-Дальний Восток"), открытое акционерное общество "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (далее - ОАО ДЦСС"), открытое акционерное общество "Центр судоремонта "Дальзавод" (далее - ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод").
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 в порядке статьи 48 АПК РФ произведено процессуальное правопреемство, Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края заменён на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Решением суда от 09.01.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, заявление предпринимателя удовлетворено. Распоряжение департамента, приказы Минрегионразвития признаны незаконными как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральному закону от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 93-ФЗ). Производство по делу об оспаривании приказа от 23.07.2012 N 330 в части пунктов 1,2,3,4,8 приложения к приказу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ. Суд обязал Минрегионразвития отменить ограничения (обременения) права Тихонова Р.Б. на объекты недвижимого имущества, расположенные по указанным выше адресам.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверяется по кассационным жалобам ООО "СОЛЛЕРС-Дальний Восток" и ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта".
ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" полагает, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права, нарушены норм процессуального права.
По мнению ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", поддержанному его представителем в кассационной инстанции, судами не учтено, что подпрограммой "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" (далее - Подпрограмма развития Владивостока) предусмотрено мероприятие "Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода в г. Владивостоке". Как указывает общество, указанный проект соответствует целям Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 году, утверждённой постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 480 (далее - Программа развития Дальнего Востока), является приоритетным.
ООО "СОЛЛЕРС-Дальний Восток" полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит судебные акты отменить.
По мнению общества, поддержанному его представителем в кассационной инстанции, судами не учтено, что изъятие имущества производилось в целях размещения объекта "Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода в г. Владивостоке" как объекта строительства, предусмотренного Подпрограммой развития Владивостока Федеральной программы развития Дальнего Востока. Как указывает общество, обязанности по разработке и предоставлению проектов размещения конкретных объектов и (или) сведений о реализации конкретных мероприятий на изымаемых земельных участках до их выкупа законодательством (в том числе Федеральным законом N 93-ФЗ) не предусмотрены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыва на них, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационных жалоб, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационные жалобы подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, индивидуальный предприниматель Тихонов Р.Б. является арендатором земельных участков, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Дальзаводская, д.2 (кадастровые N N 25:28:000000:369, 25:28:000000:370, 25:28:010029:32), общей площадью 17 301 кв.м. на основании соглашений от 16.07.2012 о переходе прав и обязанностей по договорам аренды N 01-Ю-12727, N 01-Ю-12728, N 01-Ю-12729 от 21.09.2010, заключённых с Алиевым Фазил Забиб оглы, сроком аренды до 30.08.2020. Арендодателем является департамент. Государственная регистрация соглашений о переходе прав и обязанностей по договорам аренды от 16.07.2012 произведена в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 31.07.2012.
Предприниматель также является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных выше земельных участках: сооружения - разгрузочно-комплектовочной площадки, инвентарный номер 05:401:001:003597250:0130; подъездных железнодорожных путей, условный номер 25:28:013100:01:15789/Г2,Г3; сооружения - причальной стенки, инвентарный номер 15789, условный номер 25:28:013100:01:15789Г; объекта незавершённого строительства, инвентарный номер 05:401:001:003597250:0125. Право собственности заявителя на указанные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 31.07.2012 на основании договоров купли-продажи от 16.07.2012.
Распоряжением департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 20.07.2012 N 1603 (далее - Распоряжение N 1603) ООО "СОЛЛЕРС-Дальний Восток" предварительно согласовано место размещения объекта "Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода в г. Владивостоке" на земельном участке площадью 21849 кв.м, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Дальзаводская, д.2, утверждён акт о выборе земельного участка для строительства объекта "Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода в г. Владивостоке" со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании Распоряжения N 1603 и в соответствии со статьёй 6 Федерального закона N 93-ФЗ Минрегионразвития издало приказ от 23.07.2012 N 325 "Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд путём прекращения права на земельные участки" (далее - Приказ N 325), в соответствии с которым согласно приложению к приказу решено изъять для федеральных нужд путём прекращения права на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:000000:369, 25:28:000000:370, 25:28:010029:32 по адресу: г. Владивосток, ул. Дальзаводская, д. 2, а также приказ от 23.07.2012 N 330 "Об изъятии путём выкупа объектов недвижимости для федеральных нужд" (далее - Приказ N 330), согласно приложения к которому решено изъять для федеральных нужд путём выкупа объекты недвижимого имущества по адресу: г.Владивосток, ул. Дальзаводская, д.2.
Не согласившись с распоряжением департамента, приказами Минрегионразвития в части пунктов 5,6,7,9, полагая, что указанные ненормативные акты не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данных актов закону и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 46 ЗК РФ аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с обстоятельствами, предусмотренными федеральными законами.
В силу статьи 6 Федерального закона N 93-ФЗ до 31.07.2012 на территории Приморского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов.
Как следует из статьи 1 Федерального закона N 93-ФЗ настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году и развитием города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Под объектами, необходимыми для проведения саммита, понимаются объекты, предусмотренные Подпрограммой развития Владивостока, в которую входит проект "Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода в г.Владивостоке". Срок реализации проекта 2010-2012 годы.
Апелляционным судом правомерно отмечено, что указанный объект не является непосредственно объектом саммита, в связи с чем для реализации данного проекта не установлен временный промежуток до 31.07.2012; данный проект относится к Федеральной программе развития Дальнего Востока, то есть имеет исключительное значение на федеральном уровне и отношения, возникающие в связи с реализацией данной федеральной целевой программы и её подпрограмм регулируются Федеральным законом N 93-ФЗ.
Следовательно, как правильно указал апелляционный суд, в рамках Федерального закона N 93-ФЗ и Программы развития Дальнего Востока на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ допускается изъятие земельных участков для государственных нужд.
Спор о том, что вышеупомянутый земельный участок находится в государственной собственности, а также о наличии у ответчиков полномочий на принятие ненормативных актов отсутствует.
Суды первой и апелляционной инстанции, признавая оспариваемые ненормативные акты недействительными, исходили из следующего: не доказана исключительность изъятия вышеупомянутых земельных участков и объектов недвижимости для размещения необходимых для проведения саммита объектов; изъятие спорных земельных участков и объектов недвижимости под создание культурно-развлекательной зоны противоречит целям Программы развития Дальнего Востока; реализация оспариваемых приказов повлечёт ликвидацию постоянной зоны таможенного контроля, что не входит в компетенцию Министерства регионального развития РФ, а также ответчиками нарушена процедура и сроки принятия оспариваемых ненормативных актов.
Между тем, судами не учтено, что цели и задачи Российской Федерации на Дальнем Востоке, порядок и сроки осуществления которых предусмотрены Федеральной программой развития Дальнего Востока и Подпрограммой развития Владивостока, свидетельствуют об исключительности изъятия спорных земельных участков и объектов недвижимости.
Целью Федеральной программы, как следует из раздела 2, является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока с учётом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.
В разделе 3 в рамках Подпрограммы предполагается осуществление комплекса мероприятий в режиме ускоренного развития базовой инфраструктуры города Владивостока.
Пунктом 18 приложения N 10 к Программе предусмотрено строительство объекта "Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода в г. Владивостоке.
Минрегионразвития в период возникших правоотношений являлся уполномоченным органом для реализации вышеупомянутого мероприятия и соответственно издания оспариваемых приказов.
В отношении распоряжения от 20.07.2012 суды пришли к выводу нарушении департаментом пункта 5 статьи 31 ЗК РФ, поскольку акт выбора земельного участка не содержит расчёта убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Однако судами не учтено, что в соответствии со статьей 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как установлено судебными инстанциями, в отношении предпринимателя Тихонова Р.Б. регистрация права аренды спорными земельными участками произведена регистрирующим органом 31.07.2012.
Таким образом, вывод судебных инстанций о несоответствии оспариваемых ненормативных актов Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 93-ФЗ, Программе развития Дальнего Востока и Подпрограмме развития Владивостока и нарушении прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, судебные акты на основании части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене.
Принимая во внимание отсутствие необходимости установления новых юридически значимых обстоятельств и их доказывания, суд кассационной инстанции считает возможным, отменив решение Арбитражного суда Приморского края и постановление Пятого арбитражного суда и принять новое решение об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
На основании статьи 110 АПК РФ с предпринимателя в пользу ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб, в сумме 2 000 руб., в пользу ООО "СОЛЛЕРС-Дальний Восток" - судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.01.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А51-27825/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "СОЛЛЕРС-Дальний Восток", открытого акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" - удовлетворить.
Индивидуальному предпринимателю Тихонову Родиону Борисовичу в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Тихонова Родиона Борисовича в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб, в сумме 2 000 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Тихонова Родиона Борисовича в пользу общества с ограниченной ответственностью "СОЛЛЕРС-Дальний Восток" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, в сумме 1 000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Поворот исполнения решения Арбитражного суда Приморского края от 09.01.2013 в части взыскания с Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу индивидуального предпринимателя Тихонова Родиона Борисовича судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по заявлению, в сумме 200 руб., с Министерства регионального развития Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Тихонова Родиона Борисовича судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по заявлению, в сумме 400 руб. произвести Арбитражному суду Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.