г. Хабаровск |
|
24 июля 2013 г. |
А73-13789/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Г.В. Котиковой, Е.П. Филимоновой
при участии
от Управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края - Клименко И.А., представитель по доверенности от 22.11.2012 N 04-09/3764-1;
от Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае - Смолина С.П., представитель по доверенности от 22.11.2012 N 04-09/3764-1;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 15.01.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013
по делу N А73-13789/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Н.Никитина;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Т.Д.Пескова, Е.Г.Харьковская;
по заявлению Управления капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае
о признании недействительным представления от 20.08.2012 N 61 о ненадлежащем исполнении бюджета
Управление капитального строительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - заявитель, УКС администрации г. Комсомольска-на-Амуре) (ОГРН 1022700515199, юридический адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 41) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным представления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - Управление ФС ФБН в Хабаровском крае) (ОГРН 1042700145685, юридический адрес: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72) от 20.08.2012 N 61 о ненадлежащем исполнении бюджета.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013, в удовлетворении заявления отказано.
Законность и обоснованность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе УКС администрации г. Комсомольска-на-Амуре, которое полагает, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального и процессуального права. По мнению заявителя, судами не учтено, что конкретная расходная операция не может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств в случае оплаты выполненных работ в пределах цены муниципального контракта. Полагает, что применение коэффициента по удорожанию работ в зимнее время не ставится в зависимость от объема поручаемых подрядчикам работ при реализации проекта. Считает, что результаты проведения контрольных замеров не могут являться безусловным доказательством невыполнения подрядчиком ранее принятых и оплаченных заказчиком работ.
В заседании суда кассационной инстанции представитель УКС администрации г. Комсомольска-на-Амуре доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал. Представитель Управление ФС ФБН в Хабаровском крае, ссылаясь на их несостоятельность, просил судебные акты оставить без изменения по основаниям, указанным в отзыве.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании плана деятельности Управлением ФС ФБН в Хабаровском крае проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности УКС администрации г. Комсомольска-на-Амуре за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
В ходе проверки выявлены факты неправомерного расходования средств, поступивших из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а именно: осуществление неподтвержденных расходов бюджетных средств в виде перечисления заказчиком денежных средств за фактически невыполненные подрядчиком объемы работ за счет средств, поступивших от государственной корпорации; неэффективное (неэкономное) использование средств межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, что выразилось в оплате промежуточных работ по муниципальным контрактам с учетом дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время в завышенных размерах вследствие неправомерного применения коэффициента 1,7.
Указанные нарушения отражены в акте от 27.07.2012, на основании которого выдано представление от 20.08.2012 N 61.
Представлением от 20.08.2012 N 61 заявителю предложено принять меры по недопущению в дальнейшем осуществления неподтвержденных расходов бюджетных средств и неэффективного (неэкономного) использования средств межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение.
Полагая, что предписание незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя, УКС администрации г. Комсомольска-на-Амуре обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, применив положения статей 1, 3, 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999 N 100, статей 34, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о доказанности вмененных УКС администрации г. Комсомольска-на-Амуре нарушений использования денежных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, приняв решение об отказе в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции поддержал обоснованность выводов суда первой инстанции, указав на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Выводы судов основаны на правильной оценке доказательств, соответствуют установленным обстоятельствам по делу и действующему законодательству.
Как следует из статей 1 и 4 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры создан Фонд содействия и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Имущество Фонда сформировано за счет нескольких источников: имущественного взноса Российской Федерации; доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств; иных не запрещенных законом поступлений (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ).
Порядок расходования средств Фонда урегулирован статьей 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Проверку использования средств Фонда проводит Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (части 1.1 и 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ).
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата (пункт 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Как видно из материалов дела, между УКС администрации г. Комсомольска-на-Амуре и ООО научно-производственное объединение "Дальстройпроект", ООО Зодчий" заключены муниципальные контракты от 18.10.2011 N 36, от 05.12.2011 N 53 на строительство объекта "Группа жилых домов по ул. Красноармейской в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края (1, 2, 3 очереди). В 2011 году выполненные строительно-монтажные работы по объекту "Группа жилых домов по ул. Красноармейская в г. Комсомольске-на-Амуре" (1,2,3 очереди) на общую сумму 9 214 110 руб. 98 коп. оплачены в полном объеме за счет средств Фонда, в том числе по подрядчикам: ООО научно-производственное объединение "Дальстройпроект" на сумму 5 971 078 руб.; ООО "Зодчий" на сумму 3 243 032 руб. 98 коп.
По результатам выборочных контрольных замеров, проведенных 12.07.2012 с участием представителей УКС администрации г. Комсомольска-на-Амуре, ООО научно-производственное объединение "Дальстройпроект", ООО "Зодчий", установлено, что по жилому дому N 1 объем фактически выполненных работ составил 60% от объема принятых и оплаченных работ, указанных в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 15.12.2011 N 2/12.; по жилому дому N 2 объем фактически выполненных работ составил 40% от объема принятых и оплаченных работ, указанных в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 15.12.2011 N 3/12. Размер неподтвержденных расходов бюджетных средств, перечисленных за фактически невыполненные работы за счет межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, составил 153 751 руб.
Кроме того, судами установлено, что заказчиком произведены промежуточные платежи по заключенным муниципальным контрактам по завышенным ценам, вследствие неправомерного применения коэффициента 1,7 при расчете дополнительных затрат на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, в том числе: 39 101 руб. по муниципальному контракту от 18.10.2011 N 36, заключенному с ООО научно-производственное объединение "Дальстройпроект"; 38 650 руб. по муниципальному контракту от 05.12.2011 N53, заключенному с ООО "Зодчий".
В нарушение положений "Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2007" УКС администрации г. Комсомольска-на-Амуре необоснованно использовало коэффициент 1,7, поскольку состав работ, выполненных ООО научно-производственное объединение "Дальстройпроект", ООО "Зодчий" по объекту "Группа жилых домов по ул. Красноармейской в г. Комсомольске-на-Амуре" (1,2,3 очереди), не предусматривает наружные инженерные сети, благоустройство и озеленение. Сверх норм, предусмотренных государственными сметными нормами, за счет Фонда указанным подрядчикам излишне уплачено 77 751 руб.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соответствии положениям бюджетного законодательства вывода Управления ФС ФБН в Хабаровском крае о незаконном (неправомерном) расходовании заявителем средств, поступивших из государственной корпорации, поскольку ими оплачены фактически невыполненные работы и осуществлено неэффективное (неэкономное) использование средств межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение.
Выводы судов основаны на полной и всесторонней оценке имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: актов приемки выполненных работ (КС-2), справок стоимости выполненных работ (КС-3), актов контрольных замеров от 12.07.2012 N 1,2, акта осмотра от 26.07.2012 об устранении выявленных нарушений, акта освидетельствования скрытых работ от 24.07.2012 N 15, объяснений начальника УКС администрации г. Комсомольска-на-Амуре Панькова А.И., и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на исполнение муниципального контракта в пределах установленной условиями контракта цены подлежит отклонению, поскольку судами установлено, что поставленные перед заявителем задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств государственной корпорации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, а также по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1,3 статьи 286 АПК РФ).
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.01.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 по делу N А73-13789/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.