г. Хабаровск |
|
28 августа 2013 г. |
А51-22893/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Л.К. Кургузовой, Г.В. Котиковой
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Спецморнефтепорт Козьмино" - Кривенцова А.О., представитель по доверенности от 22.04.2013 N 01.07-41/668; общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Сервис" - Фатеев А.С., представитель по доверенности от 19.04.2013;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - представитель не явился;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Нефте-Шиппинг Эйдженси" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Сервис"
на решение от 07.02.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013
по делу N А51-22893/2012 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Е. Мангер,
в суде апелляционной инстанции судьи: Г.М. Грачёв, Т.А. Солохина, В.В. Рубанова,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецморнефтепорт Козьмино", общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Сервис"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Нефте-Шиппинг Эйдженси"
о признании незаконным решения и предписания от 10.08.2012 по делу N 50/60-2011
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино" (далее - ООО "Спецморнефтепорт Козьмино") (ОГРН 1072508004690, юридический адрес: 692943, Приморский край, г. Находка, мкрн. Врангель, ул. Нижне-Набережная, 78) и общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Сервис" (далее - ООО "Транснефть-Сервис") (ОГРН 1082315010073, юридический адрес: 353910, Краснодарский край, г. Новороссийск, пр-т Ленина, 37) обратились в Арбитражный суд Приморского края с заявлениями о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - управление, антимонопольный орган, Приморское УФАС России) (ОГРН 1022502277170, юридический адрес: 690007, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2) от 10.08.2012 и предписания от 10.08.2012 по делу N 50/60-2011 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2012 дела N А51-22893/2012 и N А51-26979/2012 объединены в одно производство и данному делу присвоен N А51-22893/2012.
К участию в деле определением Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Нефте-Шиппинг Эйдженси" (далее - ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.02.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013, в удовлетворении заявленных ООО
"Спецморнефтепорт Козьмино" и ООО "Транснефть-Сервис" требований отказано.
ООО "Транснефть-Сервис", ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению ООО "Транснефть-Сервис", выводы судебных инстанций об уклонении общества от заключения договоров с компаниями ООО "ФЕМТранс" и ООО "АйЭсЭс-Приско" не подтверждены материалами дела, а вынесенное управлением решение приведет к повторному привлечению ООО "Транснефть-Сервис" к ответственности за совершение одного и того же нарушения антимонопольного законодательства. Полагает, что судами необоснованно не принят во внимание довод общества о неправильной квалификации действий общества. Считает, что поскольку ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси" и ООО "Транснефть-Сервис" входят в одну группу лиц по основаниям, определенным пунктом 2, пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на указанные юридические лица в силу частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции не распространяются положения части 4 данной статьи. Также кассационная жалоба содержит доводы о несоответствии предписания антимонопольного органа от 10.08.2012 пункту 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Представители ООО "Транснефть-Сервис" и ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.
Приморское УФАС России, ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси", извещенные о времени месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. Согласно отзыву антимонопольный орган просит судебные акты оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив в порядке и пределах, установленных статьями
284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с июля по сентябрь 2011 года на основании обращения ООО "ФЕМТранс" Приморским УФАС России проведены проверки ООО "Спецморнефтепорт Козьмино", ООО "Транснефть-Сервис" и ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси".
Антимонопольным органом в ходе проверки установлено, что на территории деятельности оператора нефтеналивного терминала ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" хозяйственную деятельность осуществляет единственная агентирующая компания ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси". Кроме того, ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси" является единственной агентской компанией, с которой ООО "Транснефть-Сервис" заключило договор на оказание услуг необходимых для ввода (вывода) судов с акватории бухты Козьмино.
Указанная ситуация на рынке оказания услуг морского агента сложилась в результате злоупотребления ООО "Транснефть-Сервис", включенным приказом от 19.05.2010 N 177-т Федеральной службы по тарифам в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, доминирующим положением путем уклонения от рассмотрения писем ООО "ФЕМТранс" и ООО "АйЭсЭс-Приско" с предложением заключить договоры на оказание услуг буксировки, швартовки (отшвартовки) и иных услуг необходимых для ввода (вывода) судов на территории ООО "Спецморнефтепорт Козьмино". Данные обстоятельства установлены по результатам рассмотрения Приморским УФАС России дел от 08.06.2010 N 17/06-2010, от 19.10.2011 N31/06-2010, от 19.10.2011 N 30/06-2010.
В свою очередь между ООО "Транснефть-Сервис" и ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" 01.03.2010 заключен договор N 681/02-10 аренды причалов и иных сопутствующих береговых сооружений (коридоров коммуникаций, площадок береговых сооружений, причальных устройств).
25.06.2010 ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" всем агентским и экспедиторским компаниям направило письмо N 3322/01-14-20 с перечнем требований, предъявляемых к данным компаниям, в том числе в целях обеспечения необходимого уровня взаимодействия между участниками перевалки нефти в танкеры.
При этом антимонопольным органом установлено, что критерии деятельности агентирующих компаний, установленных данным письмом, не являются обязательными с позиции нормативно-правовых актов действующего законодательства Российской Федерации, в частности Федерального закона от 08.11.21007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С декабря 2009 года ни один хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность морского агента, не смог оказывать данный вид услуги на территории морского терминала, принадлежащего ООО "Спецморнефтепорт Козьмино", кроме ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси", которому создан режим наибольшего благоприятствования форме заключения договора с ООО "Транснефть-Сервис" на оказание буксирных и иных услуг, необходимых для ввода (вывода) судов в акватории бухты Козьмино терминала ООО "Спецморнефтепорт Козьмино", а также в форме нераспространения на ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси" требований письма от 25.06.2010 N 3322/01-14-20.
Установив, что действия ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси", направленные на организацию взаимодействия агентских компаний с оператором морского терминала (ООО "Спецморнефтепорт Козьмино") и компанией, оказывающей весь спектр услуг, необходимый для ввода (вывода) судов в акватории бухты Козьмино (ООО "Транснефть-Сервис"), оказали существенное влияние на конкуренцию на рынке услуг агентских компаний на территории ООО "Спецморнефтепорт Козьмино", антимонопольный орган вынес решение от 10.08.2012.
Данным решением ООО "Транснефть-Сервис", ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси", ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" признаны нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. В качестве антиконкурентного соглашения управлением вменено обществам совершение действий (бездействие), выразившихся:
- в уклонении ООО "Транснефть-Сервис" от рассмотрения писем о заключении договора, уклонении от заключения договора с компаниями (ООО "ФЕМТранс", ООО "АйЭсЭС-Приско") на оказание последним услуг необходимых для ввода (вывода) судов в акватории бухты Козьмино;
- в организации ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси" взаимодействия агентских компаний с оператором морского терминала (ООО "Спецморнефтепорт Козьмино") и компанией, оказывающей весь спектр услуг, необходимых для ввода (вывода) судов в акватории бухты Козьмино (ООО "Транснефть-Сервис") опосредованно - через ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси";
- по установлению ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" критериев организации деятельности агентских компаний (письмо от 25.06.2010 N 3322/01-14-20), которые не являются обязательными с позиции нормативно-правовых актов действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Полагая, что решение Приморского УФАС России не соответствует антимонопольному законодательству, ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" и ООО "Транснефть-Сервис" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая требования заявителей необоснованными, апелляционная инстанция, поддерживая выводы суда первой инстанции, правомерно исходили из следующего.
Частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ) запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 этого Закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены в частности соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка (пункт 3).
Признаки ограничения конкуренции указаны в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к которым отнесено сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
Суды обеих инстанций при оценке действий ООО "Транснефть-Сервис", ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси", ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" на предмет наличия признаков нарушения запрета, предусмотренного пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, правильно применив антимонопольное законодательство, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, пришли к обоснованным выводам о том, что представленными антимонопольным органом доказательствами подтверждается факт наличия между указанными субъектами соглашения, в результате которого на рынке оказания услуг морского агента на территории морского терминала ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" данную услугу оказывало только ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси", что устранило конкуренцию и ущемило интересы иных хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять свою деятельность на рассматриваемом рынке.
Судами установлено, что ООО "Транснефть-Сервис", являясь субъектом естественных монополий на транспорте, злоупотребляло доминирующим положением и необоснованно уклонялось от заключения ООО "ФЕМТранс" и ООО "АйЭсЭс-Приско" договоров на оказание услуг буксировки, швартовки (отшвартовки) и иных услуг необходимых для ввода и вывода судов на территории ООО "Спецморнефтепорт Козьмино".
В свою очередь субъект естественных монополий на транспорте ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" установило в письме от 25.06.2010 N 3322/01-14-20 критерии организации деятельности агентских компаний, которые не являются нормативно обязательными и не распространялись на ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси".
ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси" осуществляло взаимодействие агентских компаний с оператором морского терминала ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" и ООО "Транснефть-Сервис", оказывающим весь спектр услуг, необходимых для ввода (вывода) судов в акватории бухты Козьмино опосредованно через ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси".
Поскольку действия каждого из указанных лиц привели к осуществлению деятельности на рассматриваемом рынке только ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси" при наличии иных хозяйствующих субъектов, фактически ограничили конкуренцию, принимая во внимание, что ООО "Транснефть-Сервис", ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси", ООО "Спецморнефтепорт Козьмино" не представлены доказательства наличия объективных причин поведения этих хозяйствующих субъектов на товарном рынке и отсутствия обусловленности действий каждого из них действиями иных лиц, суды обеих инстанций правомерно согласились с позицией антимонопольного органа о совершении указанными лицами нарушения, предусмотренного пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Является несостоятельным довод ООО "Транснефть-Сервис" о неподтверждении управлением факта уклонения данного общества от заключения договоров с ООО "ФЕМТранс" и ООО "АйЭсЭс-Приско" на оказание услуг буксировки, швартовки (отшвартовки) и иных услуг необходимых для ввода (вывода) судов на территории ООО "Спецморнефтепорт Козьмино".
Указанные обстоятельства установлены при рассмотрении Приморским УФАС России дел от 08.06.2010 N 17/06-2010, от 19.10.2011 N31/06-2010, от 19.10.2011 N 30/06-2010, в рамках которых заявитель кассационной жалобы признан нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку уклонялся от рассмотрения писем ООО "ФЕМТранс" и ООО "АйЭсЭс-Приско". Отсутствие в решении антимонопольного органа, оспариваемого в рамках данного дела, указания на конкретные письма не может быть расценено как обстоятельство, свидетельствующее о недействительности решения, поскольку даты и номера писем указаны в перечисленных выше делах.
Выводы управления подтверждены вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А51-17900/2010, А51-8992/2011, А51-4311/2011.
Подлежит отклонению довод общества о возможном повторном привлечении общества к ответственности за совершение одного и того же нарушения антимонопольного законодательства.
Заявителем не учтено, что уклонение общества от заключения договоров содержит признаки двух антимонопольных нарушений: злоупотребление доминирующим положением, которое установлено в рамках рассмотрения указанных выше дел, и наличие антиконкурентной договоренности с иными субъектами, создавшей препятствия доступу другим хозяйствующим субъектам на товарный рынок.
Поскольку антимонопольным органом выявлено антиконкурентное соглашение между ООО "Транснефть-Сервис", ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси", ООО "Спецморнефтепорт Козьмино", которые не входят в одну группу лиц, основания для применения положений частей 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции отсутствуют. Наличие признаков, свидетельствующих о том, что ООО "Нефте-Шиппинг Эйдженси" входит в одну группу лиц с ООО "Транснефть-Сервис" по основаниям, определенным пунктами 2, 3 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, правового значения в рассматриваемом случае не имеет.
Установив законность принятого антимонопольным органом решения, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Транснефть-Сервис" в удовлетворении заявления и в части признания недействительным предписания Приморского УФАС России от 10.08.2012 N 50/06-2011, которое принято в соответствии с предоставленными антимонопольному органу пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции полномочиями.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в данном Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. В рассматриваемом случае, с учетом вмененного нарушения, управление пришло к выводу о необходимости совершения обществом в целях обеспечения конкуренции на рассматриваемом рынке действий по представлению информации о количестве обращений с предложением о заключении договоров на оказание агентских услуг и оснований отказа в их заключении.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 по делу N А51-22893/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.