г. Хабаровск |
|
01 октября 2013 г. |
А51-1735/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Карпушиной Т.Н.
Судей: Кондратьевой Я.В., Шведова А.А.
при участии:
от истца: представитель не явился
от ответчика: Бинтер А.С., доверенность от 18.07.2013 N 20-11-30/28
от третьего лица: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 02.04.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013
по делу N А51-1735/2013
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в арбитражном суде первой инстанции судья Ширяев И.В., в апелляционном суде судьи Култышев С.Б., Аппакова Т.А., Скрипка Н.А.
По иску муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Некрополь"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 2 801 460 руб.
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Некрополь" (далее - МУП "Некрополь", предприятие; ОГРН 1022501294100, место нахождения: 690106, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 28А) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России; ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1) о возмещении расходов в размере 2 801 460 руб. за период с апреля 2011 года по декабрь 2012 года на погребение 417 умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего.
Иск обоснован тем, что постановлением администрации г. Владивостока от 03.10.2000 N 1836 МУП "Некрополь" наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела и на него возложена обязанность по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего. Ссылаясь на то, что расходы на погребение указанной категории граждан в спорный период предприятию не возмещались, а по смыслу статьи 84 Бюджетного кодекса РФ указанные расходы должны возмещаться за счет средств федерального бюджета, МУП "Некрополь" считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании статей 9, 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю; ОГРН 1022501312041; место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 69).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013, иск удовлетворен.
Судебные акты мотивированы тем, что поскольку Законом о погребении установлена обязанность специализированной службы по вопросам похоронного дела осуществлять погребение неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, на субъект Российской Федерации возложена обязанность по возмещению стоимости оказанных данной организацией услуг (если умерший не работал и не являлся пенсионером). В спорный период средства из федерального бюджета на указанные цели субъекту Российской Федерации не выделялись, поэтому затраты истца на погребение названной категории лиц должны возмещаться Российской Федерацией за счет средств государственной казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение от 02.04.2013 и постановление от 08.07.2013 отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель, ссылаясь на пункты 1, 3 статьи 9, пункт 2 статьи 12 Закона о погребении, указывает, что если на момент смерти умерший не являлся работником или пенсионером, то финансовое обеспечение услуг по погребению является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. В этой связи, если личность умершего не установлена, а, следовательно, не определено являлся ли он работником или пенсионером, то оплата оказанных услуг по погребению относится на субъект Российской Федерации. Кроме того, Указом Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" обязанность по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Закона о погребении, отнесена на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проводившемся с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель Минфина России поддержал доводы кассационной жалобы и настаивал на её удовлетворении.
Представители истца и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От МУП "Некрополь" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения от 02.04.2013 и постановления от 08.07.2013, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что указанные судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Владивостока от 03.10.2000 N 1836 "О специализированных предприятиях по вопросам похоронного дела" (с учетом изменений, внесенных постановлением от 20.03.2006 N 317), МУП "Некрополь" наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующей на территории города Владивостока, на которую возложены, в частности, вопросы захоронений и перезахоронений.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 16.05.2008 N 333 утверждены тарифы на общую сумму 6 718 руб. на ритуальные услуги, оказываемые специализированными службами по вопросам похоронного дела при погребении умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.
В период с апреля 2011 года по декабрь 2012 года предприятием оказаны услуги по погребению 417 тел умерших неустановленных лиц, умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего.
Ссылаясь на то, что расходы на погребение названной категории умерших в указанный период не возмещались, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у предприятия установленной Законом о погребении обязанности по погребению указанной категории лиц, а также из наличия у субъекта Российской Федерации обязанности возместить предприятию расходы на погребение (если умерший не работал и не являлся пенсионером) в силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Поскольку вопреки статье 84 и пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ в спорный период средства из федерального бюджета на указанные цели субъекту Российской Федерации не выделялись, то расходы предприятия на погребение названной категории лиц должны возмещаться Российской Федерацией за счет средств государственной казны Российской Федерации.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают, в частности, в результате:
- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (пункт 2 статьи 84 Бюджетного кодекса РФ).
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, также осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного (пункт 2 статьи 12 Закона о погребении).
При этом пункт 3 статьи 12 Закона о погребении устанавливает, что стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи, возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 этого же Закона.
В свою очередь, пункт 3 статьи 9 Закона о погребении предусматривает, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
- Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
- федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой в этом случае осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
- Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
- бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности (в редакции, действовавшей в спорный период).
Из изложенного следует, что законодатель определил различные источники финансирования понесенных специализированными службами расходов при оказании гарантированных услуг по погребению. Определение источников таких расходов законодатель поставил в зависимость от наличия или отсутствия социального страхования умерших.
Исходя из этого возмещение стоимости услуг специализированной организации производится:
- на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
- на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением ему средств из федерального бюджета;
- на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
- в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (в редакции Закона о погребении, действовавшей в спорный период).
Следовательно, в случае невозмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела расходов на погребение вышеуказанных категорий умерших специализированная служба должна предъявлять требование к соответствующему публичному образованию либо государственному фонду, отвечающему за определенный источник финансирования.
В пункте 3 статьи 9 Закона о погребении не определен лишь источник финансирования расходов на погребение умерших, личность которых не установлена, что дает основания для применения статьи 84 Бюджетного кодекса РФ.
Как видно из дела, МУП "Некрополь", обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, не указало, сколько умерших из 417 погребенных в спорный период являлись неработающими пенсионерами; сколько являлись неработающими пенсионерами, досрочно оформившими пенсию по предложению органов службы занятости; сколько умерших являлись работающими или были несовершеннолетними членами семьи работающих граждан; сколько умерших не работали и не являлись пенсионерами; у скольки погребенных личность не установлена и сколько умерших считаются невостребованными.
В свою очередь, арбитражный суд первой инстанции и апелляционный суд указанные обстоятельства также не устанавливали, хотя истец представил в материалы дела свои ежемесячные запросы в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю о том, состояли ли на учете в территориальных органах ПФР Приморского края пенсионные дела граждан, умерших и захороненных предприятием в спорный период. В деле также имеются ответы данного учреждения с пофамильным указанием умерших, которые состояли на пенсионном учете и о которых сведений о нахождении на пенсионном учете не имеется. Однако указанные документы судами не исследовались и оценка им в судебных актах не дана.
Вопрос о количестве умерших, не работавших и не являвшихся пенсионерами, судами не выяснялся.
Судами также не установлено, у скольки умерших из 417 захороненных лиц личность не установлена.
Следовательно, истцом не доказаны, а судами не установлены источники возмещения предприятию стоимости услуг по захоронению 417 умерших граждан в соответствии с тем, как эти источники определены в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении.
При таких обстоятельствах применение судами положений статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ и возложение обязанности по возмещению истцу стоимости услуг по погребению всех 417 умерших граждан исключительно на казну Российской Федерации не может быть признано соответствующим закону, поскольку судами не выяснены вопросы, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и нарушены требования статьи 71 АПК РФ об оценке доказательств на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, судами не учтено, что согласно пункту 2 статьи 84 Бюджетного кодекса РФ в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
С учетом изложенного решение от 02.04.2013 и постановление от 08.07.2013 подлежат отмене на основании частей 1-3 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При новом рассмотрении дела суду следует предложить истцу уточнить, имелись ли среди 417 захороненных в спорный период лиц неработающие пенсионеры; неработающие пенсионеры, досрочно оформившие пенсию по предложению органов службы занятости; сколько умерших являлись работающими или были несовершеннолетними членами семьи работающих граждан; сколько умерших не работали и не являлись пенсионерами; у скольки захороненных личность не установлена.
Исходя из этого и положений пункта 3 статьи 9 Закона о погребении суду надлежит определить круг лиц, за счет средств которых подлежит оплате стоимость оказанных истцом услуг; решить вопрос о возможности их привлечения к участию в деле в качестве соответчиков; распределить между сторонами бремя доказывания, имея в виду, что закон гарантирует специализированной похоронной организации возмещение расходов на погребение и при этом не ставит обязанность специализированной службы оказывать услуги по погребению в зависимость от наличия или отсутствия документов, подтверждающих статус пенсионера либо застрахованного лица у умершего.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 02.04.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А51-1735/2013 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Карпушина |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.