г. Хабаровск |
|
04 октября 2013 г. |
А73-1146/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Я.В.Кондратьевой
Судей: Т.Н.Карпушиной, А.А.Шведова
при участии:
от администрации г.Хабаровска: Даниловский М.А., представитель по доверенности от 13.12.2012 N 1.127-473
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 13.05.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013
по делу N А73-1146/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.И.Дюкова; в суде апелляционной инстанции судьи: А.А.Тихоненко, М.О.Волкова, В.Г.Дроздова
По иску администрации г.Хабаровска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 9 942 000 руб.
Администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, 66; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес (место нахождения): 109097, г.Москва, ул.Ильинка, 9, стр.1) в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю с иском о взыскании убытков в размере 9 942 000 руб., а также расходов по оценке стоимости жилых помещений в размере 11 200 руб. (с учетом уточненных требований, заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 18.03.2013 произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, надлежащим - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
Решением от 13.05.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, Минфин России, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных администрацией. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что в силу норм статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ) надлежащим ответчиком по настоящему делу является не Минфин России, а Министерство обороны РФ и Федеральная служба безопасности РФ. Заявитель также считает, что истцом не доказан факт несения убытков муниципальным образованием ввиду того, что положениями названной статьи и нормами Жилищного кодекса РФ допускается возможность предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений не только государственного, но и муниципального жилищного фонда, в том числе ранее занимаемых другими военнослужащими, а кроме того, обеспечение жильем является общегосударственным вопросом, в котором участвуют и органы местного самоуправления путем распределения муниципального жилищного фонда среди военнослужащих, а также расходным обязательством, в том числе, и органов местного самоуправления.
В отзыве и в судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель администрации выразил свои возражения относительно доводов жалобы и, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Минфин России, извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив законность решения и постановления суда апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 30.09.2009 удовлетворены исковые требования Огурцова Анатолия Геннадьевича (далее - Огурцов А.Г.) к администрации г.Хабаровска о признании за ним права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Хабаровск, ул.Автобусная, д.110, кв.47, по договору социального найма на основании статьи 15 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
07.05.2010 администрация заключила с Огурцовым А.Г. договор социального найма жилого помещения, расположенного в г.Хабаровске по ул.Автобусной, д.110, кв.47.
15.10.2010 в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указанное жилое помещение передано администрацией в собственность Огурцову А.Г. и его несовершеннолетней дочери Огурцовой Е.А. по договору на передачу квартиры в собственность граждан.
Согласно отчету N 06/5 от 11.01.2013 "Об определении рыночной стоимости объекта недвижимости", подготовленного ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость двухкомнатной квартиры площадью 49.0 кв.м, расположенной по адресу: г.Хабаровск, ул.Автобусная, д.110, кв. 47 составила 2 368 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 20.01.2011 удовлетворены исковые требования Русакова Дмитрия Анатольевича (далее - Русаков Д.А.) к администрации г.Хабаровска о признании за ним права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Хабаровск, ул.Шкотова, д. 106а, кв.5 по договору социального найма на основании статьи 15 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
27.04.2011 администрация заключила с Русаковым Д.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного в г.Хабаровске по ул.Шкотова, д. 106а, кв.5.
10.11.2011 в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указанное жилое помещение передано администрацией в собственность Русакову Д.А. по договору на передачу квартиры в собственность граждан.
Согласно отчету N 08/5 от 11.01.2013 "Об определении рыночной стоимости объекта недвижимости", подготовленного ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость однокомнатной квартиры площадью 22.8 кв.м, расположенной по адресу: г.Хабаровск, ул.Шкотова, д.106а, кв.5 составила 1 778 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 21.01.2011 удовлетворены исковые требования Байкова Алексея Александровича (далее - Байков А.А.) к администрации г.Хабаровска о признании за ним и членами его семьи Байковой Кристиной Михайловной (далее - Байкова К.М.) и несовершеннолетней Байковой Викторией Алексеевной (далее - Байкова В.А.) права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Хабаровск, ул.Автобусная, д.10, кв.71 по договору социального найма на основании статьи 15 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
13.05.2011 администрация заключила с Байковым А.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного в г.Хабаровске по ул.Автобусной, д.10, кв.71.
03.10.2011 в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указанное жилое помещение передано администрацией в собственность Байкову А.А. и его несовершеннолетней дочери Байковой В.А. по договору на передачу квартиры в собственность граждан, Байкова К.М. от приватизации жилого помещения отказалась.
Согласно отчету N 07/5 от 11.01.2013 "Об определении рыночной стоимости объекта недвижимости", подготовленного ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость двухкомнатной квартиры площадью 44.6 кв.м, расположенной по адресу: г.Хабаровск, ул.Автобусная, д.10, кв.71 составила 2 277 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 17.01.2012 удовлетворены исковые требования Кращенко Михаила Валерьевича (далее - Кращенко М.В.), Кращенко Марины Георгиевны (далее - Кращенко М.Г.) к администрации г.Хабаровска о признании за ними права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Хабаровск, ул.Гамарника, д.82, кв.33 по договору социального найма на основании статьи 15 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
11.07.2012 администрация заключила с Кращенко М.В. и Кращенко М.Г. договор социального найма жилого помещения, расположенного в г.Хабаровске по ул.Гамарника, д.82, кв.33.
21.09.2012 в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указанное жилое помещение передано администрацией в собственность Кращенко М.В. по договору на передачу квартиры в собственность граждан, Кращенко М.Г. от приватизации жилого помещения отказалась.
Согласно отчету N 09/5 от 11.01.2013 "Об определении рыночной стоимости объекта недвижимости", подготовленного ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость двухкомнатной квартиры площадью 44.3 кв.м, расположенной по адресу: г.Хабаровск, ул.Гамарника, д.82, кв.33 составила 3 519 000 руб.
Считая, что расходы, связанные с предоставлением спорных квартир военнослужащим и членам их семей, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Из части 6 указанной статьи следует, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Федерального закона "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Судами установлено, что администрация исполнила обязанность по предоставлению находящихся в муниципальной собственности жилых помещений военнослужащим и членам их семей, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не исполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Поскольку при исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ суды установили факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Минфина России обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, вывод судов об обоснованности исковых требований администрации является правомерным и соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 N 2280/10.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что доказательств приобретения спорных квартир муниципальным образованием за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из федерального бюджета, равно как и доказательств произведенной компенсации из федерального бюджета возникших у органа местного самоуправления расходов при предоставлении жилых помещений военнослужащим, ранее занимавшим спорные квартиры, впоследствии предоставленные во исполнение решений судов общей юрисдикции Огурцову А.Г., Русакову Д.А., Байкову А.А., Кращенко М.В. и членам их семей, Российской Федерацией в лице Минфина России не представлено.
Доводы Минфина России, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании приведенных выше норм материального права, правильно примененных судами первой и апелляционной инстанций с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора, противоречащие правовой позиции высших судов и сложившейся устойчивой судебной практике по данному вопросу.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 453-О, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 N 2280/10, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 13.05.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 по делу N А73-1146/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В.Кондратьева |
Судьи |
Т.Н.Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.