г. Хабаровск |
|
12 ноября 2013 г. |
А59-5070/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Суминой Г.А.
Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.
при участии:
от заявителя: ЗАО СП "Авиационная компания "Авиашельф-Aviashelf" - Тишанинова А.В., представитель по доверенности от 10.09.2013, N 040;
от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области - Пак Ман Сик, представитель по доверенности от 09.01.2013 N 1;
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области
на решение от 20.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013
по делу N А59-5070/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.С. Орифова, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А. Солохина, А.В. Пяткова, Е.Л. Сидорович
По заявлению закрытого акционерного общества Совместное предприятие "Авиашельф-Aviashelf"
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области
о признании недействительным решения от 03.11.2011 N 103
Закрытое акционерное общество Совместное предприятие "Авиационная компания "Авиашельф-Aviashelf" (ОГРН 1026500545422, место нахождения: 693010, г.Южно-Сахалинск, пр.Победы, 6-В; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, место нахождения: 693020, г.Южно-Сахалинск, ул.Ленина, 69-а, корп.2; далее - управление ПФР) с заявлением о признании незаконным решения от 03.11.2011 N 103 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением суда от 20.02.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013, заявленные требования удовлетворены. Оба судебных акта мотивированы тем, что управление ПФР необоснованно применило к возникшим правоотношениям нормы статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N 360-ФЗ), распространив его действие на отношения, возникшие с 01.01.2010.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление ПФР обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судами нарушения норм материального права. По мнению заявителя жалобы, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Страховые взносы не являются налогами, поэтому налоговое законодательство на них не распространяется.
Кассатор настаивает на том, что, поскольку ограничение в сумме 415 000 руб., с которой не исчисляются и не уплачиваются страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, сняты Федеральным законом N 360-ФЗ, частью 2 статьи 4 которого распространено действие данного Федерального закона на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, то страховые взносы подлежали уплате обществом в полном объеме.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы управления ПФР, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит учесть при рассмотрении кассационной жалобы Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 N 13-П, которым проверялось на соответствие Конституции Российской Федерации положение части 2 статьи 4 Федерального закона N 360-ФЗ.
Судебное заседание проведено посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей управления ПФР и общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами из материалов дела, управлением ПФР проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Результаты проверки отражены в акте от 28.09.2011 N 103, на основании которого управлением ПФР вынесено решение от 03.11.2011 N 103 N "О привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона N155-ФЗ", в виде штрафа в размере 1 010 024,23 руб., обществу доначислены к уплате взносы, с учетом имеющейся переплаты, в размере 5 050 121,13 руб., пений - 347 948, 28 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество оспорило его в арбитражный суд, обе инстанции которого удовлетворили заявленные обществом требования в полном объеме.
При этом суды исходили из нижеследующего.
Основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы управления ПФР о допущенных обществом нарушениях при исчислении страховых взносов за 2010 год.
Общество при исчислении страховых взносов руководствовалось частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) согласно которому с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с налога расчетного периода, страховые взносы не взимаются. В связи с вышеизложенным общество 18.01.2011 представило первоначальные, а 22.02.2011 и 07.07.2011 - корректирующие расчеты по начисленным и уплаченным взносам в управление ПФР за отчетный 2010 год. Согласно корректирующему расчету база для начисления и уплаты страховых взносов на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей определена в размере 27 289 610 руб., сумма взносов составила - 3 820 546 руб., фактически уплачена сумма 4 851 011 руб.
Учитывая, что 23.12.2010 был принят Закон N 360-ФЗ, которым ограничения базы для исчисления страховых взносов исключены и данный порядок распространен законом с 01.01.2010, управление ПФР пересчитало страховые взносы, подлежащие уплате за 2010 год, исходя из базы в размере 71 832 196,80 руб., что повлекло неполную уплату страховых взносов в размере 6 080 586,13 руб.
Арбитражными судами правомерно установлено, что общество является плательщиком страховых взносов согласно статье 4 Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летних экипажей воздушных судов", для плательщиков взносов тариф установлен в размере 14% выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.
В силу статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц и устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом в отношении каждого застрахованного лица, с сумм, превышающих 415 000 руб., страховые взносы не взимаются.
23.12.2010 принят Федеральный закон N 360-ФЗ, которым отменен предусмотренный частью 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ ограничивающий лимит в размере 415 000 руб. с сумм выплат и иных вознаграждений нарастающим итогом для начисления взносов на доплату к пенсиям членам летных экипажей, что, естественно, влечет увеличение базы для начисления страховых взносов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 360-ФЗ он вступает в силу со дня его официального опубликования (Российская газета от 27.12.2010 N 293).
Согласно части 2 этой же статьи действие положения части 2 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (в редакции настоящего Федерального закона), распространено его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Арбитражными судами оценены данные положения Федерального закона N 360-ФЗ и со ссылками на положения статьи 57 Конституции Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П, от 08.10.1999 N 13-П, от 23.12.1999 N 18-П, установлено, что страховые взносы не относятся к налоговым платежам, но подпадают под сферу действия статьи 57 Конституции Российской Федерации, так как являются фискальным сбором. Придание законам обратной силы недопустимо, если при этом ухудшается положение лиц, на которых этот закон распространяется.
Исходя из вышеизложенного, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что доначисление страховых взносов произведено неправомерно.
Доначисленные страховые взносы не уплачены по настоящее время.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 17.06.2013 N 13-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края, признал часть 2 статьи 2 Федерального закона N 360-ФЗ в той мере, в какой содержащиеся в ней предписания придают обратную силу ухудшающим положения плательщиков взносов на доплату к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - организацией, использующих труд указанной категории работников, правилам определения базы для начисления этих взносов не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Данное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации учтено при принятии постановления судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим данное дело.
В связи с вышеизложенным основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А59-5070/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Сумина |
Судьи |
И.С. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.