г. Хабаровск |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А04-1129/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, Г.А.Суминой
при участии:
от заявителя: Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр" - Ковалев Е.В., представитель по доверенности от 17.01.2012 N 28 АА 0244723;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области - представитель не явился;
от Прокуратуры Амурской области - представитель не вился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр"
на решение от 14.05.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013
по делу N А04-1129/2013 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.В.Курмачев; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.И.Сапрыкина, Е.В.Гричановская, Е.Г.Харьковская
По заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области
третье лицо: Прокуратура Амурской области
об оспаривании ненормативных правовых актов
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр" (ОГРН 1027739456084, фактическое местонахождение филиала: 675000, Амурская обл., г.Благовещенск, ул.Краснофлотская, 150/2; далее - РТРС, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным утверждения Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (ОГРН 1042800035541, место нахождения: 675000, Амурская обл., г.Благовещенск, ул.Пионерская, 47; далее - ГУ МЧС России по Амурской области, управление) плана проведения проверки на 2013 год в части включения в него плановой проверки в отношении структурного подразделения филиала - цех телевидения и радиовещания г.Сковородино и обязании ГУ МЧС России по Амурской области принять меры к исключению из плана проведения проверки управления на 2013 год строки N 1217 в отношении структурного подразделения филиала - цех телевидения и радиовещания г.Сковородино.
До принятия судом уточненных требований предприятие также просило суд признать незаконным решение Прокуратуры Амурской области (ОГРН 1022800535856, место нахождения: 675000, Амурская обл., г.Благовещенск, ул.Пионерская, 37; далее - прокуратура) от 13.02.2013 N 713-123-2013.
Решением суда от 14.05.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013, в удовлетворении заявленных требований к ГУ МЧС России по Амурской области отказано; в части требований о признании незаконным
решения прокуратуры производство по делу прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе предприятия, которое просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального права и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, поскольку в 2012 году органом пожарного надзора проводились плановые проверки в отношении иных подразделений (цехов) филиала (цех ТВ РВ и РС г.Благовещенска, цех УКВ р/с г.Белогорска, цех УКВ р/с г.Свободного, цех УКВ р/с г.Шимановска), то проверка цеха телевидения и радиовещания г.Сковородино включена в ежегодный план до истечения трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки филиала, что является грубым нарушением части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Кроме того, включение управлением в план проведения проверки на 2013 год проверку цеха телевидения и радиовещания г.Сковородино, полагает заявитель жалобы, противоречит также и Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), в частности: абзацу 4 пункта 1 статьи 6.1 данного Закона.
Представитель РТРС в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
ГУ МЧС России по Амурской области и прокуратура в отзывах на кассационную жалобу доводы предприятия отклонили, указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные; управление ходатайством просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав мнение представителя РТРС, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно Положению о филиале, утвержденному приказом РТРС от 30.12.2011 N 177, филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр" является обособленным подразделением РТРС, осуществляющим его функции на территории Амурской области.
ГУ МЧС России по Амурской области в план ежегодных проверок по соблюдению требований пожарной безопасности на 2013 год включена проверка цеха телевидения и радиовещания г.Сковородино, являющегося структурным подразделением филиала.
Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2013 год сформирован и размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет".
Несогласие РТРС с действиями управления по включению в план проверок на 2013 год проверку структурного подразделения филиала - цех телевидения и радиовещания г.Сковородино явилось поводом для обращения предприятия в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 6 Закона о пожарной безопасности государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно положениям статьи 6.1 данного Закона, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Частями 1, 2 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что настоящий нормативный акт регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Федеральным законом
устанавливаются, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 17 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе федерального государственного пожарного надзора.
Предметом проверки, согласно статье 6.1 Закона о пожарной безопасности, является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Часть 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ определяет регулярность проведения плановой проверки - не чаще одного раза в три года.
Судами установлено, что Амурский областной радиотелевизионный передающий центр является филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", осуществляющим функции на территории Амурской области. В свою очередь, филиал имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе, цех телевидения и радиовещания, расположенный в г.Сковородино.
По смыслу статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности в сравнении с соответствующими нормами Федерального закона N 294-ФЗ орган федерального государственного пожарного надзора проводит проверку не в отношении юридического лица, а в отношении эксплуатируемых объектов защиты, к которым согласно статье 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относятся, в том числе, здания и сооружения.
В силу статьи 5 вышеназванного Закона требования пожарной безопасности на объектах защиты должны соблюдаться постоянно в ходе их эксплуатации независимо от того, какие именно лица являются их собственниками или пользователями и независимо от их смены.
Поскольку в отношении структурного подразделения РТРС - цеха телевидения и радиовещания г.Сковородино проверка требований пожарной безопасности в предыдущие три года не проводилась, следовательно, установленная частью 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ периодичность проведения плановой проверки в рассматриваемом случае соблюдена.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов обеих инстанций о том, что включение в план проведения плановых проверок на 2013 год данного объекта соответствует нормам Федерального закона N 294-ФЗ и требованиям Закона о пожарной безопасности.
Суд кассационной инстанции учитывает также, что предприятием не доказано нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями управления. Сам по себе план, как правомерно указал суд первой инстанции, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не ограничивает права и законные интересы общества, не влечет безусловное проведение проверки, поскольку проведению проверки предшествует обязательное принятие решения (распоряжения) о проведении проверки, а является организационным документом мероприятий по контролю за деятельностью общества. Оспариваемый план отражает исключительно план (прогноз) отдела ГПН по г. Благовещенску.
Поскольку доводы, приведенные предприятием в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, то в силу отсутствия оснований,
предусмотренных частями 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.05.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А04-1129/2013 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
И.С.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.