Требование: о взыскании долга по государственному контракту, по договору безвозмездного пользования, по договору водоснабжения, по договору на поставку энергии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
14 декабря 2016 г. |
А73-300/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Камалиевой Г.А.
Судей: Солодилова А.В., Тарасова И.А.
при участии:
от АО "ДГК": Маркина А.С., представитель по доверенности от 10.06.2015 N 51/385
от Минобороны России: Гержан В.А., представитель по доверенности от04.02.2015 N 212/1/193
от АО "ГУ ЖКХ": Солдатенко Д.А., представитель по доверенности от 31.10.2016 N 1774
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 15.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016
по делу N А73-300/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.М.Левинталь, в суде апелляционной инстанции - судьи А.В.Шевц, Т.Д.Козлова, И.Е.Пичинина
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" к Министерству обороны Российской Федерации
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", акционерное общество "Славянка"
о взыскании 271 473 руб. 47 коп.
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК", ОГРН 1051401746769, адрес (место нахождения): 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 49) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Славянка" (далее - АО "Славянка", ОГРН 1097746264219, адрес (место нахождения): 129110, г. Москва, пл. Суворовская, д. 2, стр. 3) 138 478,20 руб. задолженности по договору на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2011 N 3/1/02214/4472 за период с августа по октябрь 2015 года (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями от 20.04.2016, 11.05.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУ ЖФ"), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ОГРН 1037700255284, адрес (место нахождения): 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19), акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ").
Определением от 08.06.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика - АО "Славянка" надлежащим - Минобороны России, процессуальный статус АО "Славянка" изменен с ответчика на третье лицо.
Решением от 15.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Минобороны России, полагающего, что обжалуемые судебные акты являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, в связи с чем просит их отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, надлежащим ответчиком является АО "ГУ ЖКХ" на основании государственного контракта от 19.05.2015 N 4-КЖФ, заключенного с Министерством во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р, в целях оказания услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Минобороны России. Обращает внимание суда на факт закрепления спорных объектов на праве оперативного управления за Хабаровской КЭЧ в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2014 N 1476-р. Полагает, что истцом не представлены доказательства оказания услуг.
В отзыве на кассационную жалобу АО "ГУ ЖКХ" просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании кассационной инстанции представители АО "ДГК", Минобороны России, АО "ГУ ЖКХ" привели свои правовые позиции, дав соответствующие доводам кассационной жалобы и отзыва на нее пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судами установлено, что принятым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации закупок, работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием коммунальной и инженерной инфраструктуры. Этим же распоряжением Минобороны России предписано обеспечить передачу АО "ГУ ЖКХ" на праве безвозмездного пользования соответствующих объектов, необходимых для осуществления названных функций.
В рамках исполнения вышеуказанного Распоряжения между Минобороны России (заказчик) и АО "ГУ ЖКХ" (исполнитель) 19.05.2015 заключен государственный контракт N 4-КЖФ на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, согласно пункту 14.2 которого исполнитель обязался оказывать услуги в период с 01.07.2015 по 31.10.2016.
В целях исполнения названной сделки Минобороны России передало АО "ГУ ЖКХ" объекты недвижимого имущества во временное безвозмездное пользование по договорам от 01.11.2015 N 1-НИ (пер. Батарейный, д. 2), от 15.12.2015 N 3-НИ (объекты, расположенные по проспекту 60-летия Октября, д. 42).
В соответствии с заявлением АО "ГУ ЖКХ" от 23.11.2015 N 262 объекты, расположенные по адресу: г. Хабаровск, пр. 60 лет Октября, д. 42, включены в договор теплоснабжения от 01.11.2015 N 3/1/02214/6040, заключенный между АО "ДГК" и АО "ГУ ЖКХ".
Счета-фактуры на оплату поставленной тепловой энергии на вышеуказанные объекты с 01.11.2015 выставляются истцом в адрес АО "ГУ ЖКХ".
Объект в/ч 35471 инв. N 543 (3 и 4 этаж) с 01.01.2016 на основании заявления ФКУ "Объединенного стратегического командования Восточного военного округа" от 01.12.2015 N 66/8341 включен в контракт N 3/1/03311/5670, счета-фактуры на оплату поставленной тепловой энергии на данный объект с 01.01.2016 выставляются ФКУ "ОСК ВВО".
До 30.10.2015 счета-фактуры на оплату поставленной тепловой энергии на объекты, расположенные по адресам: г. Хабаровск пр. 60 лет Октября, д. 42, ДОС 1,2,3, выставлялись АО "Славянка", а с 01.11.2015 после передачи их в управление ООО "ГУ ЖФ" - последнему.
Ссылаясь на неоплату абонентом потребленной тепловой энергии за период с августа по октябрь 2015 года, общество "ДГК" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании основного долга в размере 138 748, 20 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру. При этом разрешая разногласия сторон относительно лица, обязанного оплатить потребленный коммунальный ресурс, суды пришли к выводу о наличии такой обязанности у Минобороны России как собственника имущества и лица, в нарушение положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р несвоевременно осуществившего передачу объектов АО "ГУ ЖКХ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что в период с августа по октябрь 2015 года истец поставлял на объекты Минобороны России тепловую энергию, задолженность за которую составила 138 748, 20 руб. Факт поставки АО "ДГК" тепловой энергии подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами от 31.08.2015 N 3/1/1/302146, от 30.09.2015 N 3/1/1/324485, от 31.10.2015 N 3/1/1/352266, а также расчетными ведомостями потребления тепловой энергии за соответствующие периоды времени. Доказательств оплаты тепловой энергии, потребленной в спорный период, ответчиком не представлено, в связи с чем суды обоснованно удовлетворили иск.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а согласно подпункту 31 пункта 10 названного Положения является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В данном случае собственником спорного имущества является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. При этом передача объектов, расположенных по пер. Призывной, д. 13а, а также 3-его и 4-его этажей общежития войсковой части 35471, обществу "ГУ ЖКХ" состоялась по договору безвозмездного найма (временное безвозмездное пользование) в ноябре и декабре 2015 года, то есть по истечении длительного периода времени с момента заключения с АО "ГУ ЖКХ" государственного контракта от 19.05.2015 N 4-КЖФ.
С учетом приведенных норм, поскольку в нарушении статьи 65 АПК РФ Минобороны России не представлено доказательств выбытия спорных объектов из распоряжения последнего ранее ноября 2015 года, суды обоснованно признали Минобороны России надлежащим ответчиком.
Доводы жалобы аналогичны ранее заявленным в судах первой и апелляционной инстанций, которые получили оценку судов со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и были мотивированно отклонены.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 по делу N А73-300/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.