г. Хабаровск |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А59-3791/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А. Суминой
Судей: В.М. Голикова, И.С. Панченко
при участии:
от заявителя: ОАО "Авиакомпания "Аврора" - представитель не явился;
от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области - Лихобидова В.В., представитель по доверенности от 10.09.2013 N 23;
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области
на решение от 26.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013
по делу N А59-3791/2011
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.А. Киселев; в суде апелляционной инстанции судьи: В.В. Рубанова, Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохина
По заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпании "Сахалинские авиатрассы"
к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области
о признании недействительным решения
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" (ОГРН 1056500677749, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Максима Горького, 50А; далее - общество, в настоящее время ОАО "Авиакомпания "Аврора") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69А; далее - Управление, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 17.08.2011 N 65 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 31.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012, оспариваемое решение пенсионного фонда признано недействительным в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2012 решение суда от 31.10.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 17.01.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда от 26.07.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013, оспариваемое решение пенсионного фонда признано недействительным как не соответствующее Закону N 155-ФЗ и Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). При этом суды исходили из определенного Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17.06.2013 N13-П порядка его исполнения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление ПФР обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судами нарушения норм материального права. По мнению заявителя жалобы, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Страховые взносы не являются налогами, поэтому налоговое законодательство на них не распространяется.
Кассатор настаивает на том, что, поскольку ограничение в сумме 415 000 руб., с которой не исчисляются и не уплачиваются страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, сняты Федеральным законом N 360-ФЗ, частью 2 статьи 4 которого распространено действие данного Федерального закона на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, то страховые взносы подлежали уплате обществом в полном объеме.
Доводы жалобы поддержаны представителем таможенного органа в судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы Управления, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит учесть при рассмотрении кассационной жалобы Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 N 13-П, которым проверялось на соответствие Конституции Российской Федерации положение части 2 статьи 4 Федерального закона N 360-ФЗ.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участие в судебном заседании суда кассационной инстанции не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя Управления, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения от 18.04.2011 N 65 Управлением проведена плановая выездная проверка ОАО "Авиакомпания "САТ" на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
В ходе проведения проверки установлено, что общество в силу своей деятельности использует труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в связи с чем в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ), является плательщиком страховых взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей.
Рассмотрев акт проверки от 15.07.2011 N 65 и возражения на него, 17.08.2011 Управление приняло решение N 65 о привлечении общества за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 4 589 810,46 руб. Данным решением обществу доначислены страховые взносы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей в сумме 11 474 526,17 руб. и пени в размере 456 100,64 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов явился тот факт, что в 2010 году общество при уплате страховых взносов по дополнительному социальному обеспечению летного состава исчисляло и уплачивало взносы с сумм выплат, не превышающих 415 000 руб. согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в то время как следовало, по мнению пенсионного фонда, исчислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному социальному обеспечению летного состава и с сумм выплат, превышающих 415 000 руб., в соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона N 155-ФЗ в редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2010 N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Федеральный закон N360-ФЗ).
Согласно расчету, представленному обществом в пенсионный фонд 14.01.2011 по начисленным и уплаченным взносам за 2010 год по форме РВ-3ПФР, исчисленная сумма взносов составила 5 554 474 руб., исходя из базы 39 674 816 руб. Фактически общество уплатило страховые взносы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей в сумме 6 619 211 рублей, в то время как следовало уплатить страховые взносы в сумме 18 093 737,17 руб., исходя из базы 129 240 979,80 руб. В результате занижения базы для начисления взносов сумма неуплаченных страховых взносов на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей составила 11 474 526,17 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество оспорило его в арбитражный суд, обе инстанции которого удовлетворили заявленные обществом требования в полном объеме.
При этом суды исходили из нижеследующего.
Основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы управления ПФР о допущенных обществом нарушениях при исчислении страховых взносов за 2010 год.
Общество является плательщиком взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей в соответствии с Федеральным законом N 155-ФЗ, который в спорном периоде действовал в редакции Федеральных законов от 12.03.2002 N 25-ФЗ, от 03.06.2009 N 114-ФЗ, от 24.07.2009 N 213.
Согласно статье 4 Закона N 155-ФЗ для плательщиков взносов тариф взносов установлен в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.
Объектом обложения и базой для начисления указанных взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены Законом N 212-ФЗ.
Так, в силу статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, и устанавливается в сумме не превышающей 415 000 рублей, нарастающим итогом в отношении каждого застрахованного лица. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Законом N 360-ФЗ внесены изменения в Закон N 155-ФЗ, в том числе в статью 4.
Согласно новой редакции статьи объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Закона N 212.
В результате данных изменений отменен предусмотренный частью 4 статьи 8 указанного Федерального закона ограничивающий лимит в размере 415 000 рублей с сумм выплат и иных вознаграждений нарастающим итогом для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей, что привело к увеличению базы для начисления взносов.
В соответствии со статьей 2 Закона N 360-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие положений части второй статьи 4 Закона N 155-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Новое правовое регулирование порядка начисления взносов явилось основанием для начисления управлением по результатам выездной проверки спорных сумм недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Вместе с тем, как указал в вышеприведенном Постановлении N 13-П от 17.06.2013 Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, которым порядку определения базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, изменившему их размер в сторону повышения, была придана обратная сила, вопреки требованиям Конституции РФ, в том числе ее статей 1 (часть 1), 8 (часть 1), 15 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57, неправомерно ограничивает право плательщиков этих взносов - организаций, использующих труд указанной категории работников, на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также - учитывая, что взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей являются обязательными публично-правовыми платежами, - нарушает такие принципы правового государства, как запрет на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков соответствующих платежей, и стабильность условий хозяйствования.
Одновременно с обозначенными выводами Конституционный Суд Российской Федерации в целях обеспечения баланса конституционно значимых интересов, связанных с соблюдением запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков обязательных публично-правовых платежей, определил следующий порядок исполнения постановления от 17.06.2013 N 13-П.
Часть 2 статьи 4 Закона N 155-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ с момента провозглашения и, соответственно, вступления в силу названного постановления не подлежит применению при определении базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.
При этом дела, послужившие поводом для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат разрешению исходя из того, что указанная норма Закона N 155-ФЗ не может рассматриваться в качестве основания определения базы для начисления обществу взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда обеих инстанций о том, что поскольку общество как организация, использующая труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, исполнило надлежаще свою обязанность в проверяемом периоде, у территориального органа Пенсионного фонда РФ отсутствовали правовые основания выносить решение о привлечении заявителя к ответственности по части 2 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 4 589 810, 46 руб. штрафа, а также доначислять к уплате 11 474 526,17 руб. взносов и 456 100, 64 руб. пеней, является правильным.
Кроме того судами установлено и подтверждается материалами дела, что согласно расчету, представленному обществом в управление по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетный 2010 год, исчисленная сумма взносов составила 5 554 474 руб. исходя из базы 39 674 816 руб. Фактически общество перечислило страховые взносы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей в сумме 6 619 211 руб., то есть за отчетный 2010 год обществом произведена переплата в размере 1 064 737 руб.
При этом, как указал в Постановлении N 13-П от 17.06.2013 Конституционный Суд Российской Федерации, распространив действие нового порядка расчета взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на правоотношения, имевшие место до принятия Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ, федеральный законодатель не предоставил плательщикам этих взносов возможности адаптироваться к новой ситуации, в результате чего не имевшие на момент вступления данного Закона в силу задолженности перед Пенсионным фондом РФ добросовестные плательщики взносов оказались должниками.
При таких обстоятельствах, суд правомерно признал оспариваемое решение управления от 17.08.2011 N 65 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах не соответствующим Закону N 155-ФЗ и Закону N 212-ФЗ, правоприменение которых не должно противоречить Конституции Российской Федерации и официальным толкованиям ее положений, данным Конституционным Судом Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по делу N А59-3791/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Сумина |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.