г. Хабаровск |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А24-1243/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, И.В. Ширяева
при участии:
от государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатское авиационное предприятие" - Смавзюк Н.А., представитель по доверенности от 24.12.2012 N 21/9660; Дюсов И.П., представитель по доверенности от 09.12.2013 N 21/11173;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю - представитель не явился;
от федерального казенного учреждения "Камчатская региональная поисково-спасательная база" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
на решение от 19.06.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013
по делу N А24-1243/2013 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.И. Решетько, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Н. Номоконова, А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк.
По заявлению государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатское авиационное предприятие"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю - представитель не явился
третье лицо: федеральное казенное учреждение "Камчатская региональная поисково-спасательная база"
о признании недействительными решения и предписания
Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Камчатское авиационное предприятие" (ОГРН 1024101219922, адрес (место нахождения): 684005, Камчатский край, г. Елизово, Аэропорт; далее - ГУП "КАП", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН 1024101041470, адрес (место нахождения): 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 52; далее - УФАС по Камчатскому краю) от 28.03.2013 по делу N 21-06/28-13А и выданного на его основании предписания.
К участию деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 12.04.2013 привлечено Федеральное казенное учреждение "Камчатская региональная поисково-спасательная база" (далее - ФКУ "Камчатская РПСБ").
Решением от 19.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013, заявление удовлетворено, поскольку антимонопольным органом не доказано нарушение ГУП "КАП" антимонопольного законодательства.
В кассационной жалобе УФАС по Камчатскому краю просит принятые по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению антимонопольного органа, деятельность ГУП "КАП" по оформлению и выдаче пропусков физическим лицам и на транспортные средства сторонних организаций на выезд/вход в контролируемую зону аэропорта является частью пропускного режима в рамках обеспечения авиационной безопасности в аэропорту и способом его осуществления. Затраты аэропорта по указанной деятельности учитываются при формировании сбора за обеспечение авиационной безопасности.
ГУП "КАП" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
УФАС по Камчатскому краю извещено в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако, представителя для участия в судебном разбирательстве не направило.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 18.12.2013 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Определение о перерыва размещено на официальном сайте Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в сети "Интернет" 11.12.2013. Представители ГУП "КАП" извещены об объявленном перерыве в судебном заседании под роспись.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на жалобу, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей ГУП "КАП", кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, заявление - оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением УФАС по Камчатскому краю от 28.03.2013 ГУП "КАП" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 " О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Нарушение выразилось во взимании платы за оформление и выдачу пропусков на транспорт и физическим лицам на выезд/вход на охраняемую территорию (контролируемую зону) аэропорта "Петропавловск-Камчатский".
На основании данного решения выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в соответствии с которым предприятию предписано прекратить взимание платы за оформление и выдачу пропусков на транспорт и физическим лицам на выезд/вход на охраняемую территорию (контролируемую зону) аэропорта "Петропавловск-Камчатский".
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа ГУП "КАП" обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении спора судами установлено, что ГУП "КАП" является субъектом естественной монополии, цены на услуги которого по обеспечению авиационной безопасности подлежат государственному регулированию, осуществляемому Федеральной Службой по тарифам России (далее - ФСТ России).
Приказом ФСТ России от 20.11.2012 N 268-т/2 для ГУП "КАП" утверждены предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропорту г. Петропавловск - Камчатский, и иностранных эксплуатантов, включающие сбор за обеспечение авиационной безопасности в размере 363 руб./т.м.в.м Между тем директором ГУП "КАП" утвержден прейскурант цен на оформление и выдачу пропускных документов на территорию аэропорта, введенный с 01.08.2012.
Согласно пунктам 3.2, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 Перечня аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за облуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110, сбор за авиационную безопасность включает осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту. Ставка сбора устанавливается за 1 тонну максимальной взлётной массы воздушного судна по группам воздушных судов с применением установленных приказом коэффициентов. Расчет сбора производится на основе установленной ставки и максимальной взлётной массы гражданского воздушного судна.
В соответствии со статьей 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается лицами, осуществляющими приём, отправку или обслуживание воздушных судов, и включает предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными приказом Министерства транспорта России от 28.11.2005 N 142, которыми установлено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов, а так же уполномоченными органами, наделёнными этим правом федеральными законами.
Таким образом, сбор за обеспечение авиационной безопасности утверждается компетентным органом - ФСТ России, включает осуществление пропускного и внутриобъектового режима в зоне аэропорта и взимается с авиаперевозчиков (эксплуатантов). Следовательно, деятельность ГУП "КАП" по изготовлению и выдаче пропусков является частью пропускного режима и способом его осуществления, расходы на осуществление данной деятельности входят в ставку сбора за обеспечение авиационной безопасности. Оформляя пропуска работникам аэропорта, физическим лицам, на транспортные средства сторонних организаций, ГУП "КАП" исполняло возложенную на него обязанность по обеспечению авиационной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Взимание платы за изготовление и выдачу пропусков ущемляет интересы ФКУ "РПСБ", обратившегося в антимонопольный орган, и иных лиц, поскольку необоснованно возлагает на указанных лиц дополнительные расходы.
Вывод суда о том, что услуги по оформлению и выдаче пропусков физическим лицам и на транспорт сторонним организациям не относятся к авиационным услугам и поэтому разрабатываются и утверждаются предприятием самостоятельно, противоречит пункту 3.2 приложения к приказу Минтранса N 110, Федеральным авиационным правилам "Требования авиационной безопасности к аэропортам". Приказ Федеральной авиационной службы России от 11.10.1996 N 71 "О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации" применяется с учетом положений приказа N 110.
Поскольку сбор за авиационную безопасность установлен для ГУП "КАП" ФСТ России и включает осуществление пропускного и внутриобъектового режима, выводы суда о недоказанности антимонопольным органом факта покрытия затрат на изготовление и выдачу пропусков установленным сбором противоречит названным нормам и не опровергнут предприятием.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения заявления ГУП "КАП" у судебных инстанций не имелось.
При таких обстоятельствах жалоба антимонопольного органа подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.06.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А24-1243/2013 Арбитражного суда Камчатского края отменить, в удовлетворении заявления государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатское авиационное предприятие" отказать.
Поворот исполнения решения от 19.06.2013 в части взыскания с Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю государственной пошлины в сумме 2 000 рублей произвести Арбитражному суду Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.