г. Хабаровск |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А24-4109/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: М.М.Саранцевой
Судей: Я.В.Кондратьевой, А.А.Шведова
при участии
от ФНС России: Журавлева В.Н., представитель, доверенность от 04.04.2013 N 41 АА 0215616
от ГУП "Камчатскбургеотермия": Кислицина С.Е., представитель, доверенность от 09.01.2014 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной налоговой службы
на определение от 16.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013
по делу N А24-4109/2012
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А.Копылова, в апелляционном суде судьи: А.В.Ветошкевич, Т.А.Аппакова, Н.А.Скрипка
По заявлению государственного унитарного предприятия "Камчатскбургеотермия"
о признании его несостоятельным (банкротом)
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 22.11.2012 в отношении государственного унитарного предприятия "Камчатскбургеотермия" (ОГРН 1024101223442, место нахождения: 684035, Камчатский край, Елизовский р-н, п. Термальный, ул. Крашенинникова, 1) (далее - ГУП "Камчатскбургеотермия", должник, предприятие) введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден М.В.Петровский.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 08.12.2012 N 233.
Федеральная налоговая служба (ОГРН 1047707030513, место нахождения: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23) (далее - ФНС России) 26.12.2012 обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника требований в размере 189 534 855 руб. 20 коп., в том числе: 121 827 285 руб. 71 коп. недоимки, 67 167 337 руб. 59 коп. пеней и 540 231 руб. 90 коп. штрафов (с учетом уточнения требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Определением суда от 16.07.2013, оставленным без изменения в обжалуемой части постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013, требования ФНС России удовлетворены частично. В третью очередь реестра требований кредиторов должника включены требования в размере 56 713 587 руб. 59 коп., из которых: 42 839 747 руб. 89 коп. - основной долг, 13 873 789 руб. 70 коп. - пени, 50 руб. - штраф. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении остальной части заявленных требований ФНС России мотивированы недоказанностью соблюдения ФНС России порядка и сроков принудительного взыскания налогов, штрафов, предусмотренных налоговым законодательством, а в связи с этим оснований для включения в реестр требований кредиторов требований в размере 132 821 267 руб. 70 коп.
В кассационной жалобе ФНС России просит определение от 16.07.2013 в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника требований в размере 132 821 267 руб. 70 коп., постановление от 17.10.2013 отменить и включить в реестр требований кредиторов предприятия заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о неправильном применении судами норм материального права; о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; о невыяснении судами в полном объеме обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на соблюдение мер взыскания по статьям 46, 47, 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по предъявленной включению в реестр требований кредиторов задолженности предприятия. При этом ссылается на направление соответствующих документов в службу судебных приставов и их нахождение на исполнении по возбужденному в 2005 году исполнительному производству, приостановленному 28.11.2012 в связи с введением процедуры банкротства в отношении предприятия.
В возражениях на кассационную жалобу ГУП "Камчатскбургеотермия" выражает несогласие с приведенными в ней доводами, ссылается на утрату налоговым органом права на взыскание спорной задолженности, а также на отсутствие оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Внешний управляющий должника М.В.Петровский в отзыве на кассационную жалобу просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, оставив без изменения обжалуемые судебные акты.
Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, выражая мнение по кассационной жалобе, ссылается на отсутствие оснований для отмены определения от 16.07.2013 и постановления от 17.10.2013. При этом просит рассмотреть дело без участия его представителя.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края также просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ФНС России и предприятия привели доводы, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на нее.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 25) при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при исчислении срока давности взыскания налога в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Отказывая во включении в реестр требований кредиторов должника требования ФНС России в сумме 75 710 165 руб. 47 коп. по постановлениям налогового органа, вынесенными в период с 2006 по 2008 годы, суды правомерно исходили из того, что возбужденные на основании указанных постановлений исполнительные производства окончены 02.10.2007, 15.11.2007, 20.11.2007, 25.12.2008. Указанное подтверждается ответами Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю от 23.05.2013 N 2/41/17-19002, от 21.06.2013 N 41/01-5866, от 08.07.2013 N 41/01-6509.
При этом судами установлено, что исполнительные документы возвращены взыскателю (налоговому органу) в период с 09.02.2009 по 20.09.2009.
Установлено также, что ФНС России не представлены доказательства, подтверждающие повторное предъявление к принудительному исполнению постановлений налогового органа о взыскании недоимок и пеней за счет имущества должника в предусмотренный Федеральным законом "Об исполнительном производстве" срок.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о том, что ФНС России по указанным требованиям пропущен срок для повторного предъявления постановлений, вынесенных в период с 2006 по 2008 годы для принудительного взыскания как в службу судебных приставов, так и в судебном порядке, и правомерно отказали во включении требований в размере 75 710 165 руб. 47 коп. в реестр требований кредиторов предприятия.
Отказывая во включении в реестр требований кредиторов должника требований ФНС России в размере 57 111 102 руб. 14 коп., арбитражные суды указали на несоблюдение налоговым органом порядка принудительного взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с отсутствием доказательств принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств должника и направления его в адрес последнего.
Между тем как усматривается из материалов дела, в обоснование своих требований в указанном размере ФНС России предъявила решение от 20.09.2005 N 528 и постановление от 20.09.2005 N 494 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации) на общую сумму 89 934 625 руб. 30 коп., на основании которых службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство по постановлению от 26.09.2005.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
В материалы дела ФНС России представлены требования, включенные в постановление от 20.09.2005 N 494, справка о задолженности должника в разрезе налогов, а также пени. Каких-либо конкретных возражений по существу данных требований, кроме пропуска срока исковой давности, предприятием не представлялось, доказательства погашения задолженности по возбужденному исполнительному производству на основании постановления от 20.09.2005 N 494 также не представлены.
Более того, данное постановление также содержит ссылки на инкассовые поручения, выставляемые в адрес должника, в рамках исполнительного производства оно частично исполнялось и впоследствии включено в сводное исполнительное производство N 4/05/17/41/СД в отношении должника на общую сумму 126 139 844 руб. 34 коп., приостановленное в связи с введением в отношении предприятия процедуры наблюдения. Возбуждение указанного исполнительного производства должником не оспаривалось.
Поскольку из дела усматривается, что ФНС России принимала меры к взысканию недоимки, пеней и штрафов во внесудебном порядке - предъявила судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания постановление о взыскании налогов за счет имущества должника в установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" порядке, то у суда не имелось оснований для отказа во включении в реестр требований кредиторов требования ФНС России по постановлению от 20.09.2005 N 494 без проверки суммы задолженности в соответствии с представленными требованиями, указанными в данном постановлении, с учетом его частичного исполнения в рамках исполнительного производства, а также без исследования возражений должника относительно данных требований по существу.
При таких обстоятельствах определение от 16.07.2013 в указанной части и постановление от 17.10.2013 подлежат отмене на основании частей 1 - 3 статьи 288 АПК РФ с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края. В остальном обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные нарушения, исследовать представленные ФНС России требования, включенные в постановление от 20.09.2005 N 494, их исполнение в ходе исполнительного производства и установить размер задолженности, подлежащей включению в реестр требований кредиторов должника.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 16.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 по делу N А24-4109/2012 Арбитражного суда Камчатского края в части отказа во включении в реестр требований кредиторов требований Федеральной налоговой службы в сумме 57 111 102 руб. 14 коп. отменить. Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
В остальном определение от 16.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М.Саранцева |
Судьи |
Я.В.Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.