г. Хабаровск |
|
03 февраля 2014 г. |
А37-419/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: Г.А.Суминой, О.Н.Трофимовой
при участии:
от заявителя: открытого акционерного общества "Аэропорт Магадан" - Краевская Е.Н., представитель по доверенности от 10.01.2014 N 10-ЮР;
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области
на решение от 10.06.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013
по делу N А37-419/2013
Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.С.Степанова; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А.Швец, Е.В.Гричановская, Е.Г.Харьковская
по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Магадан"
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области
о признании недействительным требования
Открытое акционерное общество "Аэропорт Магадан" (ОГРН 1124910019167, место нахождения: 685918, Магаданская обл., г.Магадан, пгт.Сокол; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным требования государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (ОГРН 1024900962272, место нахождения: 685000, Магаданская обл., г.Магадан, пл.Горького, 20; далее - управление пенсионного фонда) о внесении изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам N 059 001 13 ЗП 0000030 от 01.03.2013.
Решением от 10.06.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013, Арбитражный суд Магаданской области заявленные требования удовлетворил в полном объеме, признав недействительным оспариваемое требование управления пенсионного фонда и обязав его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе управление пенсионного фонда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе ОАО "Аэропорт Магадан" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что при разрешении спора судами неправильно истолкованы и применены пункт 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункт 16 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах в пенсионный фонд).
По мнению заявителя жалобы, суды, удовлетворяя требования общества, не приняли во внимание доводы управления пенсионного фонда о том, что база по начислению страховых взносов не является частью имущества, передаваемого при реорганизации предприятия правопреемнику на основании передаточного акта. Следовательно, в случае реорганизации плательщика страховых взносов на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате таких страховых взносов и сдаче отчетности без учёта правопреемства.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что в отношениях по уплате страховых взносов фактом, имеющим правовые последствия, является не непрерывность трудовых отношений работников и нового работодателя, как это считают суды, а смена работодателя, который, являясь новым страхователем, формирует самостоятельную базу для исчисления страховых взносов из суммы своих собственных выплат работнику.
Заявитель жалобы также ссылается на то обстоятельство, что организация, прекратившая свою деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе под собственным ИНН, являются разными юридическими лицами, следовательно, у страхователя отсутствуют правовые основания для применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование к выплатам и вознаграждениям, полученным застрахованным лицом от разных юридических лиц в течение календарного года.
Ссылаясь на часть 3 статьи 10 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд, заявитель жалобы считает, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.
Заявитель жалобы, ссылаясь на часть 2 статьи 28 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд, считает, что представление территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации пояснений по исчислению и уплате страховых взносов является правом плательщика страховых взносов, а не его обязанностью. Следовательно, оспариваемое требование, содержащее предложение о представлении необходимых пояснений к расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год, либо о внесении соответствующих исправлений в указанный расчёт, не нарушает права общества в сфере экономической деятельности.
Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание суда кассационной инстанции на отсутствие в действующем законодательстве ответственности за непредставление пояснений или невнесение соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
ОАО "Аэропорт Магадан" в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании доводы управления пенсионного фонда отклонили,
указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Управление пенсионного фонда ходатайством просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступления представителя общества, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Аэропорт Магадан" создано 03.12.2012 путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" и является его правопреемником.
Учредителем ОАО "Аэропорт Магадан" является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В феврале 2013 года ОАО "Аэропорт Магадан" представило в управление пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2012 год.
При этом ОАО "Аэропорт Магадан" произвело расчет страховых взносов за декабрь 2012 года с применением пониженных ставок по тарифам, установленным пунктом 1 статьи 58.2 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд в связи с достижением предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении работников, суммы выплат, которых превысили 512 000 руб. с начала расчетного периода.
В связи с тем, что трудовые договоры с работниками не расторгались, индивидуальные лицевые счета на работников не изменились, ОАО "Аэропорт Магадан" исчисляло расчетный период с 01.01.2012 по 31.12.2012.
Расчет, представленный ОАО "Аэропорт Магадан", пенсионный орган не принял, направив 05.03.2013 в адрес общества требование о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с указанным требованием управление пенсионного фонда ставит в известность плательщика страховых взносов - ОАО "Аэропорт Магадан" о том, что в ходе камеральной проверки на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2012 год, представленного указанным плательщиком, выявлены ошибки в расчете.
С целью устранения выявленных ошибок ОАО "Аэропорт Магадан" на основании указанного требования обязано в течение пяти дней со дня его получения представить необходимые пояснения к расчету, либо внести соответствующие исправления в расчет.
Не согласившись с требованием пенсионного органа, ОАО "Аэропорт Магадан" обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 5 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 3 статьи 15 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд).
В силу пункта 1 статьи 7 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
В пунктах 1, 2 статьи 10 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (пункт 3 статьи 8 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд для плательщиков страховых взносов, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 512 000 руб.
нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взимаются в 2012-2015 годах в соответствии с пунктом 1 статьи 58.2 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд.
Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правой формы) ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (пункт 1 статьи 59 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.06.2013) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Согласно части 16 статьи 15 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд, в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Следовательно, в силу положений статьи 58 ГК РФ и пункта 16 статьи 15 Закона о страховых взносах в пенсионный фонд, правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на
него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. При реорганизации в форме преобразования трудовые отношения с согласия работников продолжаются, и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников.
Факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников.
Выплаты и вознаграждения, являющиеся облагаемой базой плательщиков страховых взносов, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора.
Поскольку при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя, то выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы плательщика страховых взносов реорганизованной организации.
Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
При этом Законом о страховых взносах в пенсионный фонд не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых
взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено, следовательно, законодательно не установлен особенный порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица.
Установив, что после реорганизации ФГУП "Аэропорт Магадан" в ОАО "Аэропорт Магадан" трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником были продолжены, суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае плательщик страховых взносов правомерно учитывал в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до реорганизации юридического лица.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно признал недействительным требование управления пенсионного фонда о внесении изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам N 059 001 13 ЗП 0000030 от 01.03.2013.
Поскольку доводы, приведенные управлением пенсионного фонда в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.06.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по делу N А37-419/2013 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
Г.А.Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.