г. Хабаровск |
|
25 февраля 2014 г. |
А51-10978/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Брагиной Т.Г., Голикова В.М.
при участии:
от заявителя: ЗАО "КРОКУС" - Чернов М.А., представитель по доверенности б/н от 19.11.2013;
от департамента по тарифам Приморского края - Иванова Е.А., представитель по доверенности N 69/6891 от 21.12.2012; Мосензова В.И., представитель по доверенности N 69/2355 от 19.05.2011;
от третьего лица: ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" - Левченко Д.А., представитель по доверенности N 78 от 30.05.2013;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ" "CROCUS INTERNATIONAL"
на решение от 06.11.2013
по делу N А51-10978/2013
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: судьи Колтунова Н.В., Бойко Ю.К., Самофал Д.А.
По заявлению закрытого акционерного общества "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ" "CROCUS INTERNATIONAL"
к департаменту по тарифам Приморского края
3-е лицо: ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"
о признании недействующим постановления от 29.08.2012 N 48/13
Закрытое акционерное общество "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ" "CROCUS INTERNATIONAL" (ОГРН 1027700257023, место нахождения: 117292, г.Москва, ул.Профсоюзная,24-1, далее - общество, ЗАО "КРОКУС") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учётом уточнений, о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края (ОГРН 1022502269790, место нахождения: 690110, г.Владивосток, ул.Светланская,22, далее - департамент) от 29.08.2012 N 48/13 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей мини-ТЭЦ "Северная" ОАО "ДВЭУК" Владивостокский городской округ".
Определением суда от 05.06.2013 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (ОГРН 1022502260330, место нахождения: 690091, г.Владивосток, ул.Тигровая,19, далее - ОАО "ДВЭУК").
Решением суда от 06.11.2013 оспариваемое постановление департамента признано соответствующим в период его действия Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования, Основы).
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе общества, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов имеющимся в деле доказательствам и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. В частности, заявитель жалобы указывает на неприменение судом положений пунктов 7, 17, 18, а с учетом уточнений к заявлению от 29.10.2013 и нарушение пункта 5 Основ ценообразования.
Также суд применил к спорным правоотношениям Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, как считает заявитель жалобы, не подлежащее применению, поскольку оно принято после утверждения тарифа оспариваемым постановлением от 29.08.2012.
Нарушение судом норм процессуального права, по мнению заявителя жалобы, выразилось в необоснованном отказе в повторном истребовании доказательств, имея ввиду обосновывающие материалы к расчету тарифов на 665 листах, и принятии мер, предусмотренных частями 9-11 статьи 66, частью 5 статьи 65 и частью 2 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что привело к принятию неправильного решения.
Департамент в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, указав на то, что общество обращалось в Федеральную службу по тарифам с жалобой на оспариваемое постановление, которой не было возбуждено дело о рассмотрении разногласий по причине неустановления отсутствия экономической необоснованности установленных тарифов; предложили жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения как законное и обоснованное.
Третье лицо в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось; его представитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, пояснив дополнительно, что, подавая заявление в суд, общество не представило доказательства необоснованности установленных тарифов, а пытается таким образом минимизировать свои расходы и уйти от уплаты потребленной (приобретенной) тепловой энергии.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "КРОКУС" (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2009 N 649-р является единственным подрядчиком выполнения работ по строительству) в целях обеспечения строительства и эксплуатации объектов Дальневосточного Федерального университета (на основании государственного контракта с ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации") на острове Русский в г.Владивостоке заключило с ОАО "ДВЭУК" договор теплоснабжения N 252/К от 01.10.2010, согласно которому стоимость тепловой энергии составила 1449,90 руб./1 Гкал (без НДС).
19.07.2012 ОАО "ДВЭУК" обратилось в департамент по тарифам Приморского края с заявлением об установлении тарифов на производство тепловой энергии по источникам генерации на острове Русский на период регулирования с июля 2012 года по июнь 2013 года включительно в размере 1 745 537,18 руб./Гкал/час (ставка за мощность в месяц) и в размере 1 812,524 руб./Гкал (ставка за энергию). К заявлению приложены документы, необходимые для его рассмотрения по существу.
На основании указанного заявления 01.08.2012 департаментом открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию, определён состав экспертной группы в целях рассмотрения материалов тарифного дела.
По результатам рассмотрения материалов экспертной группой 20.08.2012 составлено экспертное заключение по расчету тарифов на тепловую энергию для потребителей мини-ТЭЦ "Северная" ОАО "ДВЭУК" на 2012-2013 годы.
Постановлением от 29.08.2012 N 48/13 департамент установил и ввел в действие с 01.09.2012 следующий двухставочный тариф на тепловую энергию для оплачивающих производство и передачу тепловой энергии потребителей мини-ТЭЦ "Северная" ОАО "ДВЭУК":
- за энергию 1 084,99 руб./Гкал;
- за мощность 1 336,259 тыс. руб. в месяц/Гкал/ч.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в печатном издании "Приморская газета" N 77 (694) от 31.08.2012.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с заявлением о признании его недействующим в арбитражный суд, который, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) имеющиеся в деле доказательства, с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения, отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд правомерно исходил из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными упомянутым выше Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила) определены основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, согласно которым предусмотрены перечень документов и расчетных материалов, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в регулирующий орган (пункт 10); проведение регулирующим органом экспертизы предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней с назначением экспертов из числа своих сотрудников (пункт 16); требования к экспертному заключению, которое помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов (пункт 17); принятие регулирующим органом решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней (пункт 18).
Судом установлено, что департаментом процедура рассмотрения тарифного дела не нарушена, установление тарифа осуществлено с соблюдением указанных положений Правил.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В силу пункта 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 17 Основ).
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункт 18 Основ).
Из материалов дела следует, что при установлении тарифа на тепловую энергию на 2012-2013 годы для потребителей ОАО "ДВЭУК" департамент применил метод экономически обоснованных расходов (затрат). При этом, согласно заключению экспертной группы департамента по тарифам Приморского края по расчету тарифа на тепловую энергию, необходимая валовая выручка заявлена в размере 308 603,6 тыс. руб. По результатам анализа теплового баланса и затрат, включаемых в себестоимость продукции ОАО "ДВЭУК", и с учетом сопоставимости годовых затрат экспертная группа предложила необходимую валовую выручку от производства и передачи тепловой энергии с 01.07.2013 в размере 218 828,8 тыс. руб., исключив таким образом из расчетов экономически необоснованные расходы организации. При этом размер необходимой валовой выручки в данном заключении разбит постатейно.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит положениям Закона о теплоснабжении и Основам ценообразования.
Доводы жалобы об обратном выводов суда не опровергают, сводятся к переоценке установленных им обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которая в силу статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Довод заявителя жалобы о неправомерном применении судом к спорным правоотношениям Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, судом кассационной инстанции отклоняется, так как ссылки на указанный нормативный правовой акт не привели к принятию неправильного судебного акта по существу заявленных требований, при этом суд исходил из того, что расчет департамента выполнен в соответствии с приведенными выше нормами права.
Несостоятельным является и довод заявителя жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся, по его мнению, в необоснованном отказе в повторном истребовании доказательств, поскольку, отклоняя указанное ходатайство общества, суд, руководствуясь статьей 66 АПК РФ, исходил из того, что основания для удовлетворения заявленного ходатайства отсутствуют.
В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.11.2013 по делу N А51-10978/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Н. Трофимова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.