г. Хабаровск |
|
28 февраля 2014 г. |
А16-1046/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2014 года.
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Брагиной Т.Г., Голикова В.М.
при участии:
от заявителя: управления Росприроднадзора по Еврейской автономной области - представитель не явился;
от ООО "Бирэнерго" - Казуров В.Г., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 1, Сахов В.А., генеральный директор;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Бирэнерго"
на решение от 20.09.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013
по делу N А16-1046/2013
Арбитражного суда Еврейской автономной области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Янина С.В., в апелляционной суде судьи: Сапрыкина Е.И., Пескова Т.Д., Швец Е.А.
По заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области
к обществу с ограниченной ответственностью "Бирэнерго"
о взыскании 781 813,43 руб.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (ОГРН 1047900045016, юридический адрес: 679016, Еврейская автономная область, г.Биробиджан, ул.Советская, 111, далее - управление, Росприроднадзор по ЕАО) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бирэнерго" (ОГРН 1127901001425, юридический адрес: 679016, Еврейская автономная область, г.Биробиджан, ул.Пионерская, 41а, далее - общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2012 года и первый квартал 2013 года в размере 781 813,43 руб.
Решением суда от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 заявленные требования Росприроднадзора по ЕАО удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять новый судебный акт об отказе управлению в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает на то, что суд при проверке расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду не применил пункты 7, 8 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы, Порядок). Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласилось, считает принятые судебные акты законными и обоснованными; телефонограммой от 26.02.2014 просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав пояснения представителей общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.04.2013 общество представило в управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года, согласно которому в бюджет подлежало уплате 487 680 руб., из которых 487 647,06 руб. - плата за сверхлимитные выбросы от стационарного объекта, 32,94 руб. - плата за выбросы от передвижного объекта.
16.04.2013 представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года, согласно которому в бюджет подлежало уплате 15 815,41 руб., из которых 15 815,41 руб.- плата за выбросы в атмосферный воздух от стационарного объекта; 111,31 руб. - плата за выбросы от передвижного объекта.
Росприроднадзором по ЕАО проведена проверка последнего расчета, по итогам которой установлена ошибка в разделе 1 "выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами", в связи с чем предложено представить корректирующий расчет и оплатить платежи в срок до 30.04.2013. В связи с тем, что обществом плата за негативное воздействие на окружающую среду за спорные периоды перечислена в бюджет не в полном объеме, управлением выставлено требование от 13.05.2013 N 07-04/1294 о погашении задолженности в размере 781 813,43 руб.
Неисполнение указанного требования в установленный срок послужило основанием для обращения управления с заявлением о принудительном взыскании задолженности в арбитражный суд, который, проверив расчет Росприроднадзора по ЕАО по платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду, признал данный расчет обоснованным и соответствующим положениям пунктов 5 и 6 Порядка определения платы и удовлетворил заявленные требования управления. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статье 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и статье 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Выбросы и сбросы вредных веществ допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В разрешениях устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, лимиты на выбросы и сбросы, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности (пункт 4 статьи 23 Закона об охране окружающей среды).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, конституционность которого подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Пунктом 2 Порядка определения платы установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Согласно пункту 4 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Пунктами 5, 6 указанного Порядка предусмотрено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном законом порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышенный коэффициент.
Судом установлено и из материалов дела следует, что размер платы за негативное воздействие на окружающую среду определен управлением с применением пятикратного повышающего коэффициента в виду отсутствия у общества, оформленного в установленном законом порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ. Расчеты произведены на основании представленных обществом данных по количеству загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух.
Проверив расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2012 года и первый квартал 2013 года на соответствие нормам действующего законодательства и признав его правильным, суды обеих инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленного Росприроднадзором по ЕАО требования о взыскании платы за выброс загрязняющих веществ в окружающую среду в размере в размере 781 813,43 руб.
Довод заявителя о неприменении судами при проверке расчета платежей пунктов 7, 8 Порядка определения платы подлежит отклонению, поскольку, определяя источник платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды, названный Порядок не предусматривает такого основания для освобождения от внесения платежей, как отсутствие прибыли или убыточность деятельности природопользователя.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.09.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А16-1046/2013 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Бирэнерго" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Н. Трофимова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.