г. Хабаровск |
|
06 марта 2014 г. |
А51-9970/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: А.А.Шведова
Судей: Е.О.Никитина, М.М.Саранцевой
при участии
от Минфина России: Николаева Дарья Николаевна - представитель по доверенности от 23.12.2013
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 29.08.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013
по делу N А51-9970/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.П.Филатова,
в апелляционном суде судьи: А.В.Ветошкевич, Т.А.Аппакова, Н.А.Скрипка
По иску администрации Партизанского городского округа
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации
о взыскании 4 737 630 руб.
Администрация Партизанского городского округа (ОГРН 1022500802026, место нахождение: 692864, Приморский край, г.Партизанск, ул.Ленинская, 26-а, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1037739085636, место нахождение: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр.1, далее - Минфин России, ответчик) о взыскании 4 737 630 руб. убытков, составляющих расходы, понесенные истцом при эксплуатации объекта "Водоотливной комплекс на горном отводе шахты "Нагорная".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики Российской Федерации (ОГРН 1087746777205, место нахождение: 109074, г.Москва, Китайгородский проезд, 7, далее - Минэнерго России).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.08.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013, иск удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение от 29.08.2013 и постановление от 10.12.2013 отменить. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что по состоянию на 01.07.2012 консолидированный бюджет Приморского края исполнен с профицитом в сумме 1495,3 млн.руб., следовательно, по мнению заявителя жалобы, вопрос финансирования обеспечения функционирования природоохранных объектов, обеспечивающих защиту территории шахтерских городов и поселков от подтопления, мог быть разрешен на региональном уровне с применением межбюджетного урегулирования. Заявитель жалобы полагает, что его вина в неисполнении обязанностей по компенсации истцу затрат отсутствует, поскольку администрация в отчетный период не обращалась в Минфин России за предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета.
Администрация, Минэнерго России в отзывах с доводами кассационной жалобы не согласились, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном путем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель Минфина России поддержал изложенные в жалобе доводы и настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в рамках реализации мероприятий по реструктуризации угледобывающих предприятий на территории городского округа (ликвидация ДОАО "Шахтоуправление "Нагорное" открытого акционерного общества "Приморскуголь") и в целях предупреждения подтопления микрорайона шахты "Нагорная" и загрязнения шахтовой водой реки "Тигровая" Минэнерго России построен водоотливной комплекс на горном отводе шахты "Нагорная" и безреагентные очистные сооружения для очистки самоизливающихся шахтных вод шахты "Углекаменская", которые 18.01.2007 приняты на баланс Партизанского городского округа. До 2012 года финансирование эксплуатации данного объекта осуществляло Минэнерго России за счет межбюджетных трансфертов.
Сообщением от 02.08.2011 исходящий номер АЯ-7462/11 Минэнерго России уведомило администрацию о том, что начиная с 01.01.2012 выделение Минэнерго России средств на эксплуатацию природоохранных объектов из федерального бюджета не предусмотрено, в целях предотвращения экологических катастроф необходимо с 2012 года запланировать на указанные цели в соответствующих статьях бюджета средства.
В этой связи 23.01.2012 по результатам открытого аукциона в электронной форме между администрацией Партизанского городского округа (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Форвард" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 0120300016711000180_88479 (далее - контракт), предметом которого является оказание исполнителем услуг по эксплуатации водоотливного комплекса на горном отводе шахты "Нагорная", и создание заказчиком необходимых условий оказания услуг, их приемка и оплата. Согласно пункту 3.1 контракта услуги должны быть оказаны исполнителем в период с даты заключения контракта (23.01.2012) по 31.12.2012.
В разделе 4 контракта стороны согласовали общую стоимость услуг в сумме 4 737 630 руб. и оплату оказанных услуг ежемесячно после подписания акта выполненных работ формы КС-2 и справки формы КС-3, счета и/или счета-фактуры в течение 10 дней.
В 2012 году расходы администрации по эксплуатации объекта "Водоотливной комплекс на горном отводе шахты "Нагорная" составили 4 737 630 руб., что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат, платежными поручениями об оплате услуг.
Полагая, что указанная сумма подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета, поскольку расходы произведены без соответствующего финансового обеспечения, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 03.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В силу пункта 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, должно осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций соответствующих бюджетов.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работником угольной промышленности" (далее - Закон N 81-ФЗ) финансовое обеспечение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за счет собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Пунктом 2 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428, предусмотрено, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, арбитражные суды со ссылкой, в том числе на Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", исходили из того, что начиная с 2012 года выделение Минэнерго России средств из федерального бюджета на обеспечение эксплуатации природоохранных объектов, переданных в муниципальную собственность, не предусмотрено, и в спорный период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в качестве мероприятия по ликвидации организаций угольной промышленности предусмотрена эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность.
Между тем судами установлено, что право муниципальной собственности у Партизанского городского округа на водоотливной комплекс на горном отводе шахты "Нагорная", построенного за счет средств федерального бюджета в рамках проведенного мероприятия по ликвидации организации угольной промышленности, в силу отсутствия государственной регистрации права, проведенной в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) порядке, не возникло.
При этом судами, со ссылкой на Закон о государственной регистрации, не приняты в качестве доказательств права муниципальной собственности на водоотливной комплекс на горном отводе шахты "Нагорная" постановление главы Партизанского городского округа Приморского края от 18.01.2007 N 71 "О приеме в муниципальную собственность Партизанского городского округа законченного строительством объекта" и акт приема-передачи от 18.01.2007.
В этой связи судами сделан вывод о том, что поскольку водоотливной комплекс на горном отводе шахты "Нагорная" не перешел в муниципальную собственность Партизанского городского округа, у субъекта Российской Федерации - Приморского края не возникло права на обращение в Минфин России за предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета для обеспечения функционирования вышеуказанного природоохранного объекта.
При таких обстоятельствах, а также при непредоставлении Минэнерго России из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на указанные цели в 2012 году, суды пришли к правильному выводу о том, что понесенные истцом расходы при эксплуатации водоотливного комплекса на горном отводе шахты "Нагорная" должны быть компенсированы Минфином России как распорядителем средств федерального бюджета за счет средств казны Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с той оценкой, которая дана арбитражными судами установленным по делу обстоятельствам, направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств, что нормами главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
С учетом изложенного решение от 29.08.2013 и постановление от 10.12.2013, принятые с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.08.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 по делу N А51-9970/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А.Шведов |
Судьи |
Е.О.Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.