г. Хабаровск |
|
13 марта 2014 г. |
А04-5128/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Т.Г. Брагиной, Г.В. Котиковой
при участии
от заявителя - Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск": представитель не явился;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области: представитель не явился;
от третьих лиц - открытого акционерного общества "Сбербанк России", Колупаева Алексея Анатольевича: представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск"
на решение от 20.09.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013
по делу N А04-5128/2013 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Курмачев Д.В., в суде апелляционной инстанции судьи: Пескова Т.Д., Балинская И.И., Сапрыкина Е.И.
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
третьи лица: открытое акционерное общество "Сбербанк России", Колупаев Алексей Анатольевич
о признании незаконным предписания
Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" (ОГРН 1022800712593, место нахождения: 676850, Амурская область, г.Белогорск, ул.Гагарина, 2; далее - заявитель; учреждение) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (ОГРН 1042800022870, место нахождения: 675000, г.Благовещенск, ул.Амурская, 145; далее - управление) по устранению выявленных нарушений от 24.06.2013 N 23-01-17/1238.
Определением от 29.07.2013 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Сбербанк России", Колупаев Алексей Анатольевич (далее - Колупаев А.А.).
Решением от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что предоставление 12,5 кв.м на каждого члена семьи из трех и более человек ущемляет законные права граждан, участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В кассационной жалобе учреждение предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, поскольку полагает, что расчет размера социальной выплаты произведен в соответствии с пунктом 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Стоимость квадратного метра, как указывает заявитель кассационной жалобы, на территории муниципального образования г.Белогорск составляет 32 400 руб., выплата предоставляется в размере 35 процентов, поэтому выданная семье Колупаевых сумма 816 460 руб. соответствует проведенным заявителем кассационной жалобы расчетам.
Как считает заявитель жалобы, молодая семья проинформирована о порядке и условиях получения и использования субсидии, представляемой на покупку жилья, в том числе о том, что общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. А также заявитель кассационной жалобы замечает, что предписание от 24.06.2013 N 23-01-17/1238 не содержит способов устранения выявленных проверкой нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Учреждение, управление, ОАО "Сбербанк России", Колупаев А.А. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли.
Управление в отзыве предлагает судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные, а кассационную жалобу учреждения - без удовлетворения, которую просит рассмотреть в отсутствие его представителя.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управление является территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, следовательно, имеет право проводить проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета и направлять представления по устранению выявленных нарушений.
Управлением проведена плановая проверка в учреждении правомерности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье гражданам России" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, за 2012 год.
В ходе проверки с 27.05.2013 по 13.06.2013, управлением установлено перечисление средств федерального бюджета на банковский счет Колупаева А.А., предоставленных в качестве социальной выплаты, как участнику подпрограммы, в результате приобретения им жилого помещения, расположенного в с.Васильевка Белогорского района, общая площадь которого в расчете на каждого члена молодой семьи не соответствует учетной норме общей площади, установленной муниципальным органом. Приобретено жилое помещение общей площадью 50 квадратных метров (из расчета 12.5 квадратных метров на 1 человека), следовало же приобрести общей площадью не менее 60 квадратных метров (из расчета 15 квадратных метров на 1 человека), что квалифицировано управлением как неправомерное перечисление средств бюджета, предоставляемых на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП Жилище на 2011-2015 годы.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 13.06.2013. По итогам проверки учреждению выдано предписание от 24.06.2013 N 23-01-17/1238, согласно которому председателю учреждения необходимо в срок не позднее 30 дней с даты получения предписания принять меры по устранению нарушения в установленном законом порядке.
Учреждение, считая предписание управления незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что общая площадь приобретенного за счёт средств федерального бюджета жилого помещения не соответствует требованиям пункта 32 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющиеся приложением к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила).
В силу пункта 32 Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Из материалов дела судами установлено, что размер социальной выплаты молодым семьям произведен исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, и норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию г.Белогорск. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилья для расчетов социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, установленная постановлением администрации г.Белогорск от 01.08.2011 N 1222, составляет 32 400 руб.
Материалами дела подтверждается, что семье Колупаевых, состоящей из четырех человек и являющейся участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы Жилище на 2011-2015 годы выдано свидетельство от 26.12.2011 серия 2011 N 073 о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму 816 480 руб., которая перечислена на расчетный счет Колупаева А.А. платежными поручениями от 27.04.2012 N 1442716, от 27.04.2012 N 1442717, от 27.04.2012 N 1442712.
Согласно договора купли-продажи от 30.03.2012 б/н, свидетельств о государственной регистрации права собственности от 05.04.2012 серия 28АА N 641125-641128 семьей Колупаевых приобретена квартира в с.Васильевка Белогорского района Амурской области общей площадью 50 кв.м, тогда как постановлением Администрации Белогорского района Амурской области от 28.12.2010 N 488 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" норма предоставления общей площади жилого помещения жилья по поселениям, входящим в состав муниципального образования Белогорского района Амурской области, для всех категорий граждан, проживающих в сельских поселениях района для семей, состоящих из трех и более человек составляет 18 квадратных метров на каждого члена семьи.
Судами сделан вывод об ущемлении законных прав граждан, участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы учреждением при перечислении средств социальной выплаты молодой семье на квартиру площадью 50 кв.м, в то время как норма предоставления на семью из трех и более человек составляет 18 кв.м. на каждого члена семьи, а не 12,5 кв.м, что является доказательством неэффективного использования учреждением средств федерального бюджета, оспариваемое предписание признано судами соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы учреждения в сфере экономической деятельности.
Однако суд кассационной инстанции признает выводы суда первой инстанции и апелляционного суда основанными на неправильном применении норм материального права.
Судом не учтено и управлением не оспорена сумма расчета размера социальной выплаты на приобретение жилья молодой семьей, в соответствии с пунктом 10 Правил социальная выплата предоставляется в размере 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой для молодых семей, имеющих одного ребенка или более. Так, в соответствии с пунктом 12 (б) Правил для семьи состоящей из 3-х и более человек, включающей помимо молодых супругов, одного и более детей размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет по 18 кв.м на одного человека. На момент выплаты стоимость квадратного метра на территории муниципального образования город Белогорск согласно постановлению администрации города Белогорск Амурской области от 01.08.2011 N 1222 составляла 32 400 руб. Расчет субсидии соответственно составляет 816 480 руб., что не опровергнуто управлением в суде первой и апелляционной инстанций.
Пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа, предусмотренного статей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Колупаев А.А. проинформирован о порядке и условиях получения и использования субсидии, что подтверждается заявлением о выдаче свидетельства от 28.12.2011, в том числе и о том, что общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Семьей Колупаевых самостоятельно приобретена квартира, расположенная в с.Васильевка Белогорского района Амурской области в микрорайоне "Солнечный", дом 4 квартира 10, общей площадью 50 кв.м согласно договора купли-продажи от 30.03.2012 б/н, свидетельств о государственной регистрации права собственности от 05.04.2012 серия 28 АА N N 641125-641128, тогда как следовало приобрести семьей из четырех человек жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м на каждого члена семьи.
В соответствии с пунктом 29 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Несоответствие жилого помещения приобретённого с помощью заёмных средств Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в качестве основания для отказа в перечислении молодой семье социальной выплаты, если ей выдано свидетельство не предусмотрено.
Согласившись с условиями, на которых выдается свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья, Колупаев А.А. принял на себя определенные обязательства. В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции не установил неправомерных действий учреждения при перечислении семье Колупаевых социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму 816 480 руб. на основании свидетельства от 26.12.2011 серия 2011 N 073.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями, но нормы материального права применены неправильно, суд кассационной инстанции вправе в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" удовлетворить.
Решение от 20.09.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по делу N А04-5128/2012 Арбитражного суда Амурской области отменить.
Предписание по устранению выявленных нарушений от 24.06.2013 N 23-01-17/1238, выданное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области в отношении Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" признать недействительным, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.