г. Хабаровск |
|
08 апреля 2014 г. |
А59-921/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Н. Новиковой
Судей: О.В. Цирулик, С.И. Гребенщикова
при участии
от ответчика: Неустроева Т.В., представитель по доверенности от 14.01.2014 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интуиция Телеком"
на решение от 30.08.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013
по делу N А59-921/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.О. Кучеренко,
в суде апелляционной инстанции судьи С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интуиция Телеком"
к министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области, департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска
о признании незаконными решения и бездействия
Общество с ограниченной ответственностью "Интуиция Телеком" (ИНН 6501245933, ОГРН 1126501002275; далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Интуиция Телеком") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области (ИНН 6500000761, ОГРН 1026500520364; далее по тексту - министерство) об отказе в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства апартаментов с объектами обслуживания населения, расположенного в г. Южно-Сахалинске, на восточной стороне пр. Мира, северо-западнее КТП 2123, изложенного в письме от 12.12.2012 N 04-7601/12; о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в ненаправлении департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска (ИНН 6501053780, ОГРН 1026500544510; далее по тексту - департамент) в рамках отработки заявки N 17160 информации о местоположении, площади земельного участка и назначении объекта предполагаемого строительства для получения заключения о возможности осуществления строительства на испрашиваемом земельном участке и об обязании устранить допущенные нарушения.
Кроме того, обществом были заявлены требования о признании незаконным решения департамента об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства апартаментов с объектами обслуживания населения, расположенного в г. Южно-Сахалинске, на восточной стороне пр. Мира, северо-западнее КТП 2123, изложенного в письме от 12.12.2012 N 04-7601/12, и об обязании департамента принять решение о выдаче акта о выборе указанного земельного участка.
Решением от 30.08.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013, производство по делу в части требований к департаменту прекращено в связи с отказом заявителя от данных требований; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Интуиция Телеком" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные, не соответствующие нормам права. Заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о формировании спорных земельных участков в рамках целевой программы "Формирование и использование муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2010 год", утвержденной решением городского собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 25.11.2009 N 32/3-09-04, поскольку в материалах дела отсутствуют картографические материалы, на основании которых сделан соответствующий вывод.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Истцом посредством телефонограммы заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное болезнью директора общества.
Ходатайство судом рассмотрено, отклонено.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражал относительно удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Интуиция-Телеком" обратилось в министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области с заявлением от 20.11.2012 о выборе земельного участка площадью 30 000 кв. м, расположенного северо-западнее КТП 2123 по пр. Мира в г. Южно-Сахалинске, для строительства апартаментов с объектами для обслуживания населения и предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 12.12.2012 N 047601/12 министерство сообщило обществу о том, что испрашиваемый земельный участок находится в жилой зоне Ж-3, налагается на сформированный участок в целях комплексного жилищного строительства.
ООО "Интуиция-Телеком", расценив данное письмо как отказ в выборе земельного участка и полагая его несоответствующим нормам земельного законодательства, нарушающим права общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 ЗК РФ.
Таким образом, для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему предшествует выбор земельного участка для строительства, принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для государственного кадастрового учета земельного участка.
Из системного толкования названных норм следует, что положениями статей 30, 31 ЗК РФ предусмотрено предоставление незастроенных (свободных) земельных участков для целей строительства.
В случае если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется посредством проведения торгов.
При разрешении спора установлено, что на территории муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и предоставляемыми для целей, связанных со строительством, наделено министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области в соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 16.12.2009 N 522-па "Об утверждении положения о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области".
Установлено, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка ориентировочной площадью 33.19 га, сформированного для комплексного освоения в целях жилищного строительства по утвержденному министерством техническому заданию от 03.09.2012 N 9. При этом документация об аукционе по формированию земельного участка (дата проведения электронного аукциона - 20.12.2012) утверждена распоряжением министерства от 07.12.2012 N 2023-р. Победителем аукциона признано ОАО "Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие (протокол от 20.12.2012). Распоряжением от 15.02.2013 N 221-р определено министерству поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 333 407 кв. м. Факт постановки земельного участка площадью 333 407 кв. м на кадастровый учет и присвоение ему кадастрового номера 65:01:0000000:1358 с разрешенным видом использования - комплексное освоение в целях жилищного строительства подтверждается кадастровым паспортом соответствующего земельного участка.
Формирование названного земельного участка осуществлено в порядке реализации муниципальной целевой программы "Формирование и использование муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2010 год, утвержденной решением Городского собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 25.11.2009 N 32/3-09-04. Данной программой предусмотрен перечень земельных участков, предназначенных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в том числе земельный участок северо-восточнее пересечения автодороги Лиственничное-Охотское и автодороги Южно-Сахалинск-Корсаков ориентировочной площадью 52,04 га.
Также установлено, что в отношении испрашиваемого земельного участка, для строительства того же объекта - апартаменты с объектами для обслуживания населения имеется иной претендент - индивидуальный предприниматель Хатаев Кунта Саит-Хасанович (заявление от 18.09.2012).
При установленных обстоятельствах, а именно наличие двух претендентов на один и тот же земельный участок, суд первой инстанции признал возможным разрешение вопроса о его предоставлении только посредством проведения торгов.
Апелляционная инстанция, исследовав представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе картографические документы: схему размещения формируемого участка на плане города, ситуационный план, проект границ формируемого земельного участка, схему размещения испрашиваемого земельного участка, установила наложение спорного земельного участка на земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Ввиду того, что законодательством не установлены приоритеты для лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка, ранее других лиц, начавших формирование земельного участка; отсутствует какое-либо преимущественное право общества на получение земельного участка для строительства апартаментов с объектами для обслуживания населения перед муниципальным образованием, суд сделал вывод о том, что каких-либо прав в отношении испрашиваемого, но не сформированного земельного участка заявитель не приобрёл, как не приобрёл и исключительного права (приоритета) на выбор земельного участка площадью 30 000 кв. м, расположенного северо-западнее КТП 2 123 по пр. Мира в г. Южно-Сахалинске, для строительства апартаментов с объектами для обслуживания населения и предварительное согласование места размещения объекта, в связи с чем признал оспариваемый отказ законным, не ограничивающим и не нарушающим права заявителя.
Поскольку отказ министерства не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Как следствие, оснований для восстановления нарушенных прав заявителя в порядке части 4 статьи 201 АПК РФ у судов не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов и отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные, не влияющие на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемых судебных актов, окружным судом не установлено.
При изложенном решение и постановление не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.08.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 по делу N А59-921/2013 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Новикова |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.