г. Хабаровск |
|
22 мая 2014 г. |
А51-32646/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Остров Сахалин": Пошотян Т.М., представитель по доверенности от 19.03.2013 б/н;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области: Стаценко Е.С., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 58;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Остров Сахалин"
на решение от 26.12.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014
по делу N А51-32646/2013
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Лошакова А.А.; в апелляционном суде судьи: Гуцалюк С.В., Анисимова Н.Н., Гончарова А.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Остров Сахалин"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области
о признании недействительным предписания
Закрытое акционерное общество "Остров Сахалин" (ОГРН 1026500521442, место нахождения: 693010, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, пер.Алтайский, 15; далее по тексту - общество, ЗАО "Остров Сахалин") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее по тексту - административный орган, Управление Россельхознадзора) от 04.10.2013.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.12.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу, что оспариваемое предписание вынесено административным органом в пределах имеющихся у него полномочий и соответствует нормам действующего законодательства.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ЗАО "Остров Сахалин", полагающего, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что административным органом в материалы дела не представлены доказательства неподтверждения обществом происхождения спорной рыбной продукции.
Кроме того, общество считает, что суды при определении принадлежности рыбной продукции обществу неправомерно руководствовались вступившим в законную силу решением по делу N А51-17817/2013, поскольку данным судебным актом вопрос о принадлежности рыбопродукции ЗАО "Остров Сахалин" рассмотрен не был.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение суда первой инстанции и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Представитель налогового органа возражал относительно доводов кассационной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как подтверждается материалами дела, 30.03.2013 ЗАО "Остров Сахалин" на судне TP "Гармония" в порт Владивосток (ВМРТ, ООО "Дальрыбпорт") доставлены пищевые продукты изготовителя БАТМ "Анива", ЗАО "Остров Сахалин": минтай б/г мороженый 22.721 место, масса нетто 499.862 кг, согласно коносаменту от 19.03.2013 N GA1304-01, удостоверению качества и безопасности изготовителя БАТМ "Анива" от 19.03.2013 N 27, датами изготовления которых является период с 13.03.2013 по 17.03.2013.
Прибывшая партия минтая б/г мороженого выгружена с борта TP "Гармония" и помещена на хранение в морозильные камеры холодильника ООО "Дальрыбпорт" и в железнодорожные вагоны-термосы на территории ООО "Дальрыбпорт".
В целях осуществления государственного контроля в области ветеринарии и осуществления государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов должностными лицами Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области 02.04.2013 с целью идентификации продукции на предмет соответствия вышеуказанным сопроводительным документам, а также оформления данной продукции в ветеринарном отношении, произведен осмотр пищевых продуктов изготовителя БАТМ "Анива", ЗАО "Остров Сахалин": минтая б/г мороженого 22.721 место, масса нетто 499.862 кг, которые находились на хранении в морозильных камерах N 213, N 223 холодильника N 2 ООО "Дальрыбпорт", а также в вагонах-термосах N N 58758566; 58758558; 58758541; 58758533; 87826103; 87826095 на территории ООО "Дальрыбпорт" по адресу: г. Владивосток, ул. Березовая, 25.
В результате осмотра выявлено нарушение в области ветеринарного законодательства, а именно: в данной партии пищевых продуктов перевозится и хранится рыбопродукция - минтай БГ мороженный, в количестве 67.034 кг, датами изготовления которой являются 15.03.2013, 16.03.2013, 17.03.2013, 18.03.2013, которая не имеет документов, подтверждающих её происхождение.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее по тексту - Закон N 29-ФЗ) Управление Россельхознадзора вынесло в отношении общества предписание от 04.10.2013, пунктом 2 которого руководителю ЗАО "Остров Сахалин" предписано изъять из оборота данные пищевые продукты, поместить их на ответственное изолированное хранение, а также осуществить выбор способов и условий использования (в том числе утилизации на корм животным, технической переработки и др.) либо уничтожения данной продукции, согласовав данный способ с Управлением. В случае выбора способа использования (утилизации), осуществить отбор проб, подвергнуть вышеуказанную продукцию ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения возможности ее дальнейшего использования. После получения результатов исследований по экспертизе заявителю предложено обратиться в Управление для оформления постановления о запрещении использования вышеуказанной продукции по назначению, о ее использовании (утилизации); провести утилизацию или уничтожение некачественной и опасной продукции с соблюдением действующих ветеринарных и санитарных правил и норм.
Не согласившись с указанным пунктом предписания, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, ЗАО "Остров Сахалин" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пункт 2 указанной нормы права предусматривает, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют, в том числе документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение. Такие продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Как подтверждается материалами дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 02.09.2013 по делу N А51-17817/2013 отказано в удовлетворении требований ЗАО "Остров Сахалин" к Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления N 14-52/2013 от 30 мая 2013 года о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.8 КоАП РФ.
При рассмотрении указанного дела судом установлено, что спорная продукция не имеет документов, подтверждающих ее происхождение, указали на необходимость изъятия ее из оборота.
Общество при рассмотрении настоящего дела не представило доказательств, свидетельствующих о подтверждении происхождения рыбной продукции с датами изготовления 15.03.2013, 16.03.2013, 17.03.2013, 18.03.2013.
Кроме того экспертным заключением от 15.10.2013, на которое ссылается общество, дана лишь оценка возможности изготовления обществом определенного количества продукции. Вместе с тем, основанием для выдачи оспариваемого предписания является несовпадение количества изготовленной и частично реализованной рыбной продукции и количества рыбной продукции, находящейся на хранении.
С учетом изложенного судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод о неподтверждении обществом происхождения спорной продукции.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 29-ФЗ, некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Пищевые продукты, материалы и изделия, владелец которых не может подтвердить их происхождение, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий их владелец в присутствии представителя органа государственного надзора обязан изменить свойства таких пищевых продуктов, материалов и изделий любым доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению.
Приказом Минсельхоза РФ от 06.05.2008 N 238 утверждена Инструкция по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, ее использования или уничтожения. Согласно положениям указанного Приказа от 06.05.2008 N 238, по результатам экспертизы может быть принято решение о направлении использования продукции на пищевые цели; обеззараживание (проварка, стерилизация, замораживание, посол, кипячение и др.) и промышленную переработку (выработка вареных колбас до достижения внутри батона температуры не менее 75 °C, мясных хлебов, консервов, вытопка жира и др.); корм животным; техническую утилизацию (мясо-костная, рыбная мука); уничтожение.
С учетом изложенного, указание в пункте 2 оспариваемого предписания о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы соответствует действующему законодательству.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее по тексту - Положение о Россельхознадзоре), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно пункту 6.4 Положения о Россельхознадзоре, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что предписание, в том числе, и его оспариваемый 2 пункт, вынесен административным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Доводы общества не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций об обстоятельствах дела, а фактически направлены на их переоценку, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов.
На основании статьи 333.40 НК РФ, 104 АПК РФ закрытому акционерному обществу "Остров Сахалин" следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.12.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 по делу N А51-32646/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Остров Сахалин" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 27.03.2014 N 1593.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.