г. Хабаровск |
|
13 мая 2014 г. |
А51-19952/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Логвиненко С.А.
Судей: А.А. Шведова, Е.О. Никитина
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие экологически чистых продуктов "Альпийская деревня"
на решение от 16.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014
по делу N А51-19952/2013
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции: судья Ю.С. Турсунова, в апелляционной инстанции: судьи О.Ю. Еремеева, А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк
По иску общества с ограниченной ответственностью "Предприятие экологически чистых продуктов "Альпийская деревня"
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Предприятие экологически чистых продуктов "Альпийская деревня" (ОГРН 1032502263166; 690001, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 40, 608; далее - Общество, ООО "ПЭЧП "Альпийская деревня") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным содержащегося в письме от 05.06.2013 N 20/03/02-14/11630 (с учетом дополнения, выраженного в письме от 08.07.2013 N 20/14946) отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690110, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 22; далее - Департамент, Уполномоченный орган) в предоставлении Обществу в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 9670 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе пр. Острякова, д. 42-а, для целей, не связанных со строительством (для размещения стоянки автотранспортных средств).
Решением арбитражного суда Приморского края от 16.10.2013 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ПЭЧП "Альпийская деревня" просит их отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, признав незаконным отказ Департамента в предоставлении в аренду сроком на 5 лет испрашиваемого земельного участка. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии нарушений прав Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности противоречат нормам земельного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не соответствуют обстоятельствам рассматриваемого дела. При этом, признавая отказ Департамента в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, суд неправомерно не восстановил нарушенные права Общества. В связи с чем, заявитель жалобы просит обязать Департамент предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок, как это предусмотрено статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Отзыв на кассационную жалобу Уполномоченным органом не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, ООО "ПЭЧП "Альпийская деревня" 16.04.2013 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет для целей, не связанных со строительством - размещения стоянки транспортных средств, земельного участка общей площадью 9670 кв.м. с кадастровым номером 25:28:040001:73, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка ориентир жилой дом, участок находится примерно в 1450 м. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: г.Владивосток, проспект Острякова, д.42а, к которому были приложены уставные и регистрационные документы общества, а также кадастровый паспорт земельного участка от 03.04.2013N 25/00-13-74698.
Департамент письмом от 05.06.2013 N 20/03/02-14/18630 отказал Обществу в предоставлении указанного земельного участка, сославшись на нарушение порядка формирования земельного участка для целей, не связанных со строительством, предусмотренного статьей 34 ЗК РФ. Кроме того, Уполномоченный орган письмом от 08.07.2013 N 20/14946 дополнительно сообщил ООО "ПЭЧП "Альпийская деревня" о том, что им 02.07.2013 принято решение N 1240 о предоставлении спорного земельного участка посредством проведения аукциона.
Полагая соответствующий отказ незаконным, противоречащим земельному законодательству, нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать Департамент принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством (для размещения автостоянки).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией Департамента о несоблюдении Обществом порядка предоставления земельного участка, поскольку на момент обращения с заявлением ООО "ПЭЧП "Альпийская деревня" в Уполномоченный орган испрашиваемый земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, без проведения соответствующей процедуры, установленной требованиями статьи 34 ЗК РФ. При этом суд пришел к выводу об обоснованности действий Департамента по предоставлению уже сформированного и ранее использованного земельного участка непосредственно через процедуру проведения публичных торгов с опубликованием соответствующей информации.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочной, нарушающей действующее законодательство позицию Департамента при отказе Обществу в предоставлении земельного участка со ссылкой на несоблюдение процедуры, установленной в статье 34 ЗК РФ. В то же время, апелляционная инстанция согласилась с выводами арбитражного суда Приморского края в той части, что права и законные интересы Общества не нарушены, в результате проведения Уполномоченным органом торгов по предоставлению земельного участка. Поэтому, оставляя в силе судебное решение первой инстанции от 16.10.2013, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В пункте 2 настоящей статьи указано, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Судами по материалам дела установлено и ни кем не оспаривается, что спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.04.2007 с последующим изменением кадастрового номера в целях его использования, а именно для стоянки автотранспортных средств.
Поскольку положениями пунктов 2 и 5 статьи 34 ЗК РФ установлено право гражданина на подачу заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которому корреспондирует обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду в нормативном единстве с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов. Следовательно, реализация права гражданина на подачу заявления о предоставлении земельного участка, равно как и исполнение обязанности органа государственной власти или органа местного самоуправления принять соответствующее решение допустимы лишь на условиях, установленных законом. Так, предоставление земельного участка, как и отказ в его предоставлении, осуществляется на основании норм права, регулирующих соответствующие правоотношения, в том числе с учетом градостроительного зонирования территории, разрешенного использования земельного участка, а также наличия либо отсутствия в отношении него кадастрового учета (статья 34 ЗК РФ), исходя из недопустимости необоснованного отказа в их предоставлении (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ), а также в соответствии с основными принципами земельного законодательства: платности, публичности, справедливости, открытости и других основополагающих принципов.
В то же время, в силу пункта 1 настоящей правовой нормы на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Для этого указанные органы обязаны: Принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; Уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; Обеспечит подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданами юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случаях, если на земельный участок претендуют нескольких лиц, а также при наличие объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке, а равно если земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и ранее использовался в определенных целях, нормами статьи 34 ЗК РФ не регламентирован.
Однако, как выше отмечено, названной статьей на соответствующие компетентные органы возложена обязанность разработать процедуру предоставления земельных участков, рассматривать поступающие от заинтересованных лиц заявки на предоставление земельных участков.
Так, из содержания пункта 2.6 "Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей не связанных со строительством" (далее - Положение), утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па (в соответствующей редакции) следует, что земельный участок может предоставляться как посредством торгов, так и без проведения торгов.
При этом из пункта 4.1 Положения усматривается, что предоставление земельных участков, находящихся в краевой собственности, с проведением торгов осуществляется: в случае если в отношении одного земельного участка поданы два и более заявлений, а также в иных, предусмотренных федеральным законодательством случаях.
В то же время, в пункте 4.2 названного Положения устанавливается, что земельный участок или право на заключение договора аренды земельного участка могут быть выставлены на торги в случае, если: участок поставлен на кадастровый учет; определено разрешенное использование земельного участка; независимым оценщиком определена начальная цена земельного участка или величина арендной платы; принято решение уполномоченного органа о проведении торгов, на которые выставляется земельный участок или право на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, принимая во внимание обстоятельства дела, связанные с предоставлением спорного земельного участка, выставление его через торги не противоречило нормам действующего земельного законодательства. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы ООО "ПЭЧП "Альпийская деревня", изложенные в кассационной жалобе, об ошибочности и необоснованности выводов суда отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном понимании и толковании заявителем норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае, судами не допущено.
Таким образом, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии со статьями 104, 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченная Обществом при подаче кассационной жалобы по квитанции от 13.03.2014 N 14812624, подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу N А51-19952/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие экологически чистых продуктов "Альпийская деревня" из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 13.03.2014 N 14812624 государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.А. Логвиненко |
Судьи |
А.А. Шведов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случаях, если на земельный участок претендуют нескольких лиц, а также при наличие объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке, а равно если земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и ранее использовался в определенных целях, нормами статьи 34 ЗК РФ не регламентирован.
Однако, как выше отмечено, названной статьей на соответствующие компетентные органы возложена обязанность разработать процедуру предоставления земельных участков, рассматривать поступающие от заинтересованных лиц заявки на предоставление земельных участков.
Так, из содержания пункта 2.6 "Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей не связанных со строительством" (далее - Положение), утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па (в соответствующей редакции) следует, что земельный участок может предоставляться как посредством торгов, так и без проведения торгов.
При этом из пункта 4.1 Положения усматривается, что предоставление земельных участков, находящихся в краевой собственности, с проведением торгов осуществляется: в случае если в отношении одного земельного участка поданы два и более заявлений, а также в иных, предусмотренных федеральным законодательством случаях.
В то же время, в пункте 4.2 названного Положения устанавливается, что земельный участок или право на заключение договора аренды земельного участка могут быть выставлены на торги в случае, если: участок поставлен на кадастровый учет; определено разрешенное использование земельного участка; независимым оценщиком определена начальная цена земельного участка или величина арендной платы; принято решение уполномоченного органа о проведении торгов, на которые выставляется земельный участок или право на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, принимая во внимание обстоятельства дела, связанные с предоставлением спорного земельного участка, выставление его через торги не противоречило нормам действующего земельного законодательства. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 мая 2014 г. N Ф03-1416/14 по делу N А51-19952/2013