г. Хабаровск |
|
23 мая 2014 г. |
А37-3124/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области - представитель не явился;
от ответчика: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области
на решение от 29.10.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014
по делу N А37-3124/2012 Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Комарова Л.П.. в суде апелляционной инстанции судьи: Швец Е.А., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.
По заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области
о признании недействительным предписания
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (ОГРН 1024900962272, место нахождения: 685000, Магаданская область, г.Магадан, пл.Горького, 20; далее - пенсионный фонд, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области (ОГРН 1044900035883, место нахождения: 685000, Магаданская область, г.Магадан, ул.Советская, 9; далее - ГУ МЧС России по Магаданской области) от 30.05.2012 N 11/4/1-5.
Решением суда от 29.10.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным пункта 3 предписания от 30.05.2012 N 11/4/1-5. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной пенсионным фондом в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшихся по делу судебных актов, приводятся доводы о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права.
ГУ МЧС России по Магаданской области отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Пенсионным фондом заявлены ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 22.05.2014.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании распоряжения N 11/4 от 10.05.2012 ГУ МЧС России по Магаданской области в период с 21.05.2012 по 11.06.2012 проведена плановая выездная и документарная проверка на предмет соблюдения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По итогам проведённой проверки 30.05.2012 составлен акт N 10/4 и вынесено предписание N 11/4/1-5 по устранению нарушений в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Пенсионный фонд, полагая содержащиеся в предписании требования незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования в части, арбитражный суд исходил из признания фонда обязанным исполнять требования п.п. "а", "б", "ж" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Между тем, судебными инстанциями ошибочно не учтено следующее.
Правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 1 названного Закона даёт основные понятия, такие как чрезвычайная ситуация, предупреждение чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций, зона чрезвычайной ситуации, режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. При этом согласно статье 4 названного Закона единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 68-ФЗ и указанным постановлением единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Приложением к Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждён перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в числе которых Пенсионный фонд РФ не упомянут.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 к вопросам Пенсионного фонда РФ отнесено обеспечение целевого сбора и аккумуляция страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий и пособий.
Далее, статьёй 14 Закона N 68-ФЗ установлены обязанности организации, в полномочия которой входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам "а" и "б" этой статьи организация обязана планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 45 приказа МЧС от 28.02.2003 N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относится, в том числе создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Доказательства о том, что Учреждение относится к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения в материалах дела отсутствуют.
То обстоятельство, что начальник управления в соответствии с пунктом 8 Положения о государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.06.2004 N 81п, является начальником гражданской обороны, не может служить основанием для возложения на УПФР обязанностей, предусмотренных статьей 14 Закона N68-ФЗ, поскольку в силу прямого указания части 5 статьи 7 названного Закона силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судебными инстанциями неверно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным решение и постановление в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.10.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А37-3124/2012 Арбитражного суда Магаданской области в обжалуемой части отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительными пункты 1, 2, 4, 5 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области от 30.05.2012 N 11/4/1-5, как несоответствующие Федеральному закону от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Брагина Т.Г. |
Судьи |
Голиков В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.