г. Хабаровск |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А24-4359/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.
при участии
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Камчатимпэкс" - представитель не явился;
от ответчика: федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камчатимпэкс" на решение от 23.12.2013 по делу N А24-4359/2013 Арбитражного суда Камчатского края Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камчатимпэкс"
к федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю"
о признании незаконным и отмене постановления
Общество с ограниченной ответственностью "Камчатимпэкс" (ОГРН 1134101005213, место нахождения: 683032, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Атласова, 23; далее - ООО "Камчатимпэкс", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю" (ОГРН 1024101036948, место нахождения: 683031, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, пр-кт Карла Маркса, 1, 1; далее - ФГКУ "ПУ ФСБ РФ по Камчатскому краю", административный орган) от 14.10.2013 по делу об административном правонарушении N 9862/905/13, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Решением суда от 23.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на доказанность события административного правонарушения, соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствие оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось в связи с отказом обществу в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, которая определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить и принять новое судебное решение. Заявитель жалобы ссылается на малозначительность совершенного им правонарушения, а также указывает на то, что пересечение судном границы было вынужденным и вызвано крайней необходимостью для сброса сточных вод.
В отзыве на кассационную жалобу ФГКУ "ПУ ФСБ РФ по Камчатскому краю", возражая против доводов общества и удовлетворения жалобы, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.09.2013 при проведении пограничным нарядом отделения ПУ ФСБ России по Камчатскому краю в городе Елизово проверки соблюдения режима Государственной границы Российской Федерации установлен факт ее пересечения вне уставных пунктов пропуска, без прохождения пограничного и иных видов контроля судном СРТМ "Иоланта", принадлежащим ЗАО "Камчатимпэкс" (правопредшественнику общества), под управлением капитана Щукина А.Г.
По данному факту в отношении ООО "Камчатимпэкс" административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 27.09.2013 и вынесено постановление от 14.10.2013 N 9862/905/13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в виде назначения административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Пунктом 1 статьи 18.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 18.5 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения с учетом положений статей 1, 7 и 13 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" выражается в осуществлении хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее без уведомления, либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка, а также в неустановленном месте или в неустановленное время.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьёй 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
Из части 14 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" следует, что российские суда, осуществляющие рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации без перегрузки уловов водных биологических ресурсов на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, в случае ведения промысловой деятельности, целью которой является доставка уловов водных биологических ресурсов для реализации или производства из этих водных биологических ресурсов рыбной и иной продукции на территории Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов.
Порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы, пространственные и временные пределы действия разрешения, а также порядок осуществления контроля в отношении таких российских судов определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2007 N 560 "О получении разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, и об осуществлении контроля в отношении указанных рыбопромысловых судов", в соответствии с которым разрешение на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации российскими судами выдается пограничными органами по месту регистрации российского судна.
Обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, свидетельствуют о том, что 17.08.2013 в 16 часов 25 минут судового времени в координатах 48 градусов 40,8 минут северной широты, 143 градуса 09,3 минуты восточной долготы судно СРТМ "Иоланта" под управлением капитана Щукина А.Г. вышло из территориального моря Российской Федерации в исключительную экономическую зону Российской Федерации без надлежащего разрешения.
Поскольку факт пересечения государственной границы судном СРТМ "Иоланта" с нарушением установленных требований без осуществления в отношении судна пограничного или иных видов контроля и при отсутствии разрешения на неоднократное пересечение государственной границы подтвержден материалами дела, арбитражный суд пришел к правильному выводу о правомерности привлечения ООО "Камчатимпэкс" к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, обоснованно отказав заявителю в признании постановления административного органа незаконным и его отмене.
Довод общества о вынужденном пересечении судном "Иоланта" государственной границы, которое осуществлялось без прекращения передачи техническими средствами контроля информации о местоположении судна, без выхода в открытое море и совершения иных действий, запрещенных законодательством о государственной границе Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку наличие указанных обстоятельств не влечет изменения квалификации совершенного деяния, освобождения от административного наказания и не может быть расценено как обстоятельство, смягчающее ответственность. Не представлены заявителем доказательства пересечения государственной границы в силу чрезвычайных обстоятельств.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не установил.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Поскольку доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом правовых норм, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено, основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2013 по делу N А24-4359/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Брагина Т.Г. |
Судьи |
Панченко И.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.