г. Хабаровск |
|
29 мая 2014 г. |
А51-1735/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.А.Шведова
Судей: Я.В.Кондратьевой, М.М.Саранцевой
при участии:
от истца: Пашуков Борис Абрамович - представитель по доверенности б/н от 19.02.2014
от УФК по Приморскому краю: Биндер Анна Сергеевна - представитель по доверенности от 09.01.2014 N 20-16-30/13
от Минфина России: Биндер Анна Сергеевна - представитель по доверенности от 13.03.2014 N 20-17-30/31
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 11.12.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014
по делу N А51-1735/2013
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В.Саломай, в апелляционном суде судьи: С.Б.Култышев, А.В.Ветошкевич, Д.А.Глебов
По иску муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Некрополь"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 2 801 460 руб.
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Некрополь" (ОГРН 1022501294100, адрес (место нахождения): 690106, Приморский край, город Владивосток, Партизанский проспект, 28А, далее - МУП "Некрополь", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес (место нахождения): 109097, город Москва, улица Ильинка, 9, строение 1, далее - Минфин России) о возмещении расходов в размере 2 801 460 руб. за период с апреля 2011 года по декабрь 2012 года на погребение 417 умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников либо законного представителя умершего.
Иск обоснован тем, что постановлением администрации города Владивостока от 03.10.2000 N 1836 МУП "Некрополь" наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела и на него возложена обязанность по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников либо законного представителя умершего. Ссылаясь на то, что расходы на погребение указанной категории граждан в спорный период предприятию не возмещались, а по смыслу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) указанные расходы должны возмещаться за счет средств федерального бюджета, МУП "Некрополь" считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании статей 9, 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон о погребении).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041; адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 69, далее - УФК по Приморскому краю).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013, иск удовлетворен.
Судебные акты мотивированы тем, что поскольку Законом о погребении установлена обязанность специализированной службы по вопросам похоронного дела осуществлять погребение неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, на субъект Российской Федерации возложена обязанность по возмещению стоимости оказанных данной организацией услуг (если умерший не работал и не являлся пенсионером). В спорный период средства из федерального бюджета на указанные цели субъекту Российской Федерации не выделялись, поэтому затраты истца на погребение названной категории лиц должны возмещаться Российской Федерацией за счет средств государственной казны Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.10.2013 решение от 02.04.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При повторном рассмотрении дела решением от 11.12.2013 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Некрополь" взысканы затраты на погребение в размере 2 801 460 руб.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 решение от 11.12.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 11.12.2013 и постановлением апелляционного суда от 04.03.2014, Минфин России обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить. В обоснование своей правовой позиции ссылается на неправомерный вывод судов обеих инстанций о взыскании 2 801 460 руб. в пользу предприятия, поскольку действующим законодательством предусмотрено возмещение стоимости услуг по погребению указанной категории умерших Пенсионному фону Российской Федерации, а не непосредственно службе, осуществляющей погребение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель Минфина России и УФК по Приморскому краю поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель предприятия просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив законность решения от 11.12.2013 и постановления от 04.03.2014, считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не имеется.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Владивостока от 03.10.2000 N 1836 "О специализированных предприятиях по вопросам похоронного дела" (с учетом изменений, внесенных постановлением от 20.03.2006 N 317), МУП "Некрополь" наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующей на территории города Владивостока, на которую возложены, в частности, вопросы захоронений и перезахоронений.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 16.05.2008 N 333 утверждены тарифы на общую сумму 6 718 руб. на ритуальные услуги, оказываемые специализированными службами по вопросам похоронного дела при погребении умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.
В период с апреля 2011 года по декабрь 2012 года предприятием оказаны услуги по погребению 417 тел умерших неустановленных лиц, умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников либо законного представителя умершего.
Ссылаясь на то, что расходы на погребение названной категории умерших в указанный период не возмещались, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Вместе с тем пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов специализированной службы, связанных с погребением умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
В силу пункта 7 статьи 26.3 вышеназванного закона полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств судами установлено, что в спорный период средства на финансирование расходов, связанных с реализацией Закона о погребении, из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались.
При рассмотрении спора арбитражные суды правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходили из того, что финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников либо законного представителя умершего должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом о погребении, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", пришли к выводу о доказанности совокупности условий, необходимых для возложения на Минфин России ответственности в виде взыскания заявленных расходов.
Доводы заявителя жалобы аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которым апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, заявителем в кассационной жалобе не приводится.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.12.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу N А51-1735/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.04.2014 N 000110.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Шведов |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.