г. Хабаровск |
|
07 ноября 2014 г. |
Дело N А51-10400/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, О.Н.Трофимовой
при участии:
от заявителя: закрытого акционерного общества "Южморрыбфлот" - Игнатьева И.В., представитель по доверенности от 05.05.2014 б/н;
от Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю" - представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Южморрыбфлот" на решение от 18.06.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу N А51-10400/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И. Андросова; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Пяткова, Л.А. Бессчасная, Т.А. Солохина
По заявлению закрытого акционерного общества "Южморрыбфлот"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю"
о признании незаконным и отмене постановления
Арбитражный суд Приморского края решением от 18.06.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014, отказал закрытому акционерному обществу "Южморрыбфлот" (ОГРН 1112508007765, ИНН 2508098600, место нахождения: 692954, Приморский край, г. Находка, ул. Заводская,16; далее - ЗАО "Южморрыбфлот", общество) в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю" (ОГРН 1024101036948, ИНН 4101041593, место нахождения: 683031, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Карла Маркса, 1-1; далее - погрануправление) от 11.03.2014 N 9862/351-14 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В кассационной жалобе ЗАО "Южморрыбфлот", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить, а также признать незаконным и отменить постановление Пограничного управления ФСБ РФ по Камчатскому краю по делу об административном правонарушении от 11.03.2014 N 9862/351-14.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что в действиях ЗАО "Южморрыбфлот" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, так как принадлежащее обществу судно ТР "Озерск" осуществляло перевозку готовой продукции, изготовленной из уловов водных биоресурсов, что не охватывается понятием "рыболовство", предусмотренным Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве). Следовательно, указанное судно не относится к категориям рыбопромысловых судов, в отношении которых действует разрешительный порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации.
При осуществлении рейса в январе 2014 года судно ТР "Озерск" не оформлялось пограничными органами на выезд из Российской Федерации и не имело разрешение на неоднократное пересечение госграницы, поэтому заявитель жалобы считает, что в силу части 19 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о госгранице) указанное судно могло неоднократно пересекать границу в уведомительном порядке.
В отзыве на жалобу погрануправление предлагает обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве и выступлении представителя общества, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ЗАО "Южморрыбфлот" к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, явилось то обстоятельство, что 19.01.2014 в 23 часа 15 минут (время Камчатское) в усредненных географических координатах 57?56'14'' северной широты и 163?45'08'' восточной долготы принадлежащее обществу на праве собственности судно ТР "Озерск" вышло из исключительной экономической зоны Российской Федерации и вошло в территориальное море Российской Федерации, тем самым судно пересекло Государственную границу РФ вне установленных пунктов пропуска, без разрешения на пересечение государственной границы и без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.
По данному факту погрануправление составило протокол об административном правонарушении от 03.03.2014, исходя из того, что своими действиями общество нарушило требования статей 9, 11, 13 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации".
Постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Камчатскому краю от 11.03.2014 N 9862/351-14 общество привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Согласно части 2 статьи 13 Закона о госгранице хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.
На основании статьи 9 Закона о госгранице пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона о госгранице).
Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации. Объектом посягательства являются конкретные правила режима Государственной границы.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установив, что принадлежащий обществу транспортный рефрижератор "Озёрск", предназначенный и используемый для перевозок грузов (рыбной продукции), при отсутствии объективных препятствий для выполнения правил пересечения госграницы, пересёк Государственную границу Российской Федерации вне установленного пункта пропуска и без осуществления пограничных и иных видов контроля, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Является несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что принадлежащий обществу транспортный рефрижератор "Озерск", предназначенный и используемый лишь для перевозок рыбной продукции, не относится к категориям рыбопромысловых судов, в отношении которых действует разрешительный порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Как правильно указали суды, установленный частью 19 статьи 9 Закона о госгранице упрощённый порядок пересечения Государственной границы российскими судами, осуществляющими плавание между российскими портами или морскими терминалами, а также российскими судами, убывающими из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, не распространяется на деятельность, связанную с использованием судов для рыболовства.
Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
По правилам пункта 9 статьи 1 данного Закона рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Пунктом 10 статьи 1 Закона о рыболовстве установлено, что под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Следовательно, рыболовство представляет собой деятельность, которая не ограничивается рамками добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а включает в себя, в том числе действия по их приемке, хранению и транспортировке.
Материалами дела подтверждается, что судно "Озерск" является транспортным рефрижератором и используется обществом для перевозки рыбопродукции из районов вылова (добычи), что позволяет отнести его к рыбопромысловым судам.
Судами правомерно отклонён довод общества о возможности применения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и снижении размера штрафа ниже низшего предела, поскольку принятие судом такого решения допускается лишь в исключительных случаях.
При этом суды исходили из того, что в рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, что отвечает принципам соразмерности и справедливости административного наказания, соответствует характеру совершенного административного правонарушения и имущественному положению юридического лица.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке, предусмотренном статьёй 2.9 КоАП РФ, судами не установлено
Поскольку доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.06.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу N А51-10400/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
И.С.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.