г. Хабаровск |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А73-1127/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г. N 303-ЭС14-7904 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Кондратьевой Я.В.
Судей: Никитина Е.О., Шведова А.А.
при участии:
от МУП "Трамвайно-троллейбусное управление": Сбоев В.П., представитель по доверенности от 02.11.2012 б/н
от Министерства финансов Российской Федерации: Ковалева Т.С., представитель по доверенности от 16.01.2013 б/н
от Министерства финансов Хабаровского края: Шевченко М.П., представитель по доверенности от 13.01.2014 N 19-07/4
от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: Маевская О.Б., представитель по доверенности от 30.07.2014 N 2.1-11797
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Хабаровского края на решение от 27.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу N А73-1127/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Е.Яцышина; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В.Гричановская, В.Г.Дроздова, М.О.Волкова
По иску (заявлению) муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края
третье лицо: краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску"
о взыскании 121 973 877 руб. 91 коп.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" ((ОГРН 1022701198013, ИНН 2702010934, место нахождения: 680023, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Краснореченская, 96; далее - МУП г.Хабаровска "ТТУ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: 109097, г.Москва, ул.Ильинка, 9, СТР.1; далее - Минфин РФ), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (ОГРН 1032700295550, ИНН 2700000176, место нахождения: 680002, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Фрунзе, 72; далее - Минфин Хабаровского края) с иском о взыскании 121 973 877 руб. 91 коп. убытков, связанных с предоставлением в 2013 году отдельным категориям гражданам льгот по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету: с Минфина РФ - 68 268 389 руб. 62 коп., с Минфина Хабаровского края - 53 705 488 руб. 29 коп.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края (ОГРН 1022700930010, ИНН 2721027316, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Фрунзе, 67; далее - Минсоцзащиты населения), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску".
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны - 60 127 444 руб. 12 коп., с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны - 61 846 433 руб. 79 коп. Требований к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края не заявлено.
Решением от 27.06.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014, исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны в пользу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" взысканы убытки в сумме 60 127 444 руб. 12 коп., с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны взысканы убытки в сумме 53 705 488 руб. 29 коп., в остальной части иска отказано. В иске к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края отказано.
В кассационных жалобах, поданных в Арбитражный суд Дальневосточного округа, Минфин РФ и Минфин Хабаровского края просят решение от 27.06.2014, постановление апелляционного суда от 03.09.2014 отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и нарушением норм процессуального права.
В обоснование жалобы Минфин РФ указывает на то, что финансирование указанных льгот в силу положений действующего законодательства Российской Федерации относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Минфин Хабаровского края в своей кассационной жалобе ссылается на то, что в 2013 году денежные средства на компенсацию расходов, связанных с перевозкой истцом региональных льготников перечислены в полном объеме, о чем свидетельствует акт сверки, подписанный между истцом и КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", по состоянию от 01.01.2014.
В заседании суда кассационной инстанции представители заявителей кассационных жалоб и Минсоцзащиты населения поддержали доводы, изложенные в них, и настаивали на их удовлетворении. Представитель МУП г. Хабаровска "ТТУ", не согласившись с доводами жалоб, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Представители КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участия в рассмотрении кассационной жалобы не принимали.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение постановления губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" и на основании договора от 21.12.2012, МУП г.Хабаровска "ТТУ" осуществляет деятельность по перевозке отдельных категорий граждан в городском транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету (ЕСПБ).
В период с января по декабрь 2013 года предприятие понесло убытки, возникшие в связи с оказанием услуги по перевозке граждан по льготной цене, которые полностью не возмещены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 1, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом 16 этого же Постановления предусмотрено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение данного Закона Постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и стоимость такого билета. Министерству финансов Хабаровского края предписано перечислять ежемесячно денежные средства на лицевой счет Минсоцзащиты Хабаровского края, а данному органу - обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели (пункты 7, 7.3, 9, 9.4 названного постановления).
При исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что размер расходов получен истцом расчетным методом, при котором последний учитывал данные о количестве реализованных в спорный период проездных билетов на основании сведений Минсоцзащиты Хабаровского края (письмо от 13.08.2013 N 13532-6.3, от 15.07.2013 N 11721-6.3), Центра социальной поддержки населения по г. Хабаровску (от 10.01.2014 N 12-14/36); о стоимости проезда на общественном транспорте в спорный период (постановление мэра г.Хабаровска от 31.12.2010 N 4175); результатов натурных обследований, проведенных на основании постановления мэра г.Хабаровска от 28.03.2013 N 1085; данных о доле проданных единых социальных проездных билетов по приказу Управления транспорта Администрации г. Хабаровска от 13.01.2012 N 2; данные о компенсации понесенных истцом расходов.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09, проверили расчет истца в части не возмещенных расходов от перевозки льготных категорий граждан по ЕСПБ. Расчет признан обоснованным, подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами.
При таких обстоятельствах обоснован вывод судов обеих инстанций о наличии правовых оснований для взыскания 60 127 444 руб. 12 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны и 53 705 488 руб. 29 коп. с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны.
При этом суды, руководствуясь разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края.
Доводы кассационной жалобы Минфина РФ о том, что финансирование указанных льгот в силу положений действующего законодательства Российской Федерации относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняются как противоречащие нормам права приведенным выше.
Доводы кассационной жалобы Минфина Хабаровского края были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу N А73-1127/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Я.В. Кондратьева |
Судьи |
Е.О. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09, проверили расчет истца в части не возмещенных расходов от перевозки льготных категорий граждан по ЕСПБ. Расчет признан обоснованным, подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами.
При таких обстоятельствах обоснован вывод судов обеих инстанций о наличии правовых оснований для взыскания 60 127 444 руб. 12 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны и 53 705 488 руб. 29 коп. с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны.
При этом суды, руководствуясь разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 ноября 2014 г. N Ф03-4991/14 по делу N А73-1127/2014
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5306/15
21.09.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 365-ПЭК15
14.08.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1127/14
10.02.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7181/14
18.11.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4991/14
03.09.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3875/14
27.06.2014 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1127/14