г. Хабаровск |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А04-1807/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: И.С. Панченко, О.Н. Трофимовой
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Бондаренко Ирины Александровны: Волос О.Я., представитель по доверенности от 16.12.2013 б/н;
от Благовещенской таможни: Прокопенко И.В., представитель по доверенности от 19.12.2013 N 6; Колесова Т.А., представитель по доверенности от 19.12.2013 N 26;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Благовещенской таможни на решение от 27.05.2014, постановление Шестого арбитражного суда от 04.08.2014 по делу N А04-1807/2014 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Котляревский В.И.; в суде апелляционной инстанции судьи Сапрыкина Е.И., Балинская И.И., Вертопрахова Е.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Бондаренко Ирины Александровны (ОГРНИП 304280120500039)
к Благовещенской таможне (ОГРН 1022800520786, ИНН 2801026276, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пушкина, 46)
о взыскании 773 558,27 руб.
Индивидуальный предприниматель Бондаренко Ирина Александровна (далее - ИП Бондаренко И.А., предприниматель, декларант) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Благовещенской таможне (далее - таможенный орган, таможня), с учетом уточнения заявленного требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании суммы процентов в размере 763 848,33 руб.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 27.05.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе таможни, считающей, что они приняты с нарушением статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в связи с чем просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
По мнению заявителя жалобы, судами неправильно рассчитаны проценты за просрочку возвращения излишне уплаченных таможенных платежей. Полагает, что начисление процентов необходимо производить с момента вынесения судом апелляционной инстанции постановления, которым признано недействительным решение таможни об оставлении без рассмотрения заявления предпринимателя о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, ранее такой обязанности не возникало. Кроме того, заявитель жалобы считает, что постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" (далее - Постановление N 13/14) не подлежало применению. При расчете суммы процентов следовало исходить не из расчета 360 дней, а из фактического количества дней в году - 365 или 366 и применять расчетную ставку, равную 1/365 или 1/366, что соответствует письму Федеральной таможенной службы России от 30.03.2012 N 01-11/15247 "О порядке начисления процентов".
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу не представил.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
В судебном заседании представители таможни поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Присутствующий в судебном заседании представитель предпринимателя с жалобой не согласился, оспариваемые судебные акты считает законными и обоснованными, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, во исполнение внешнеэкономических контрактов от 15.01.2009 N HLHH 666-2008-В204, от 20.05.2007 N HLHH019-2007-B909, от 15.06.2008 N HLHH019-2008-B808, от 15.05.2008 N HLHH037-2008-B008, от 19.05.2007 N HLHH151-2007-B090, от 20.06.2006 N HLHH280-2006-B017, от 10.05.2005 N HLHH352-2005-B07, от 01.02.2009 N HLHH352-2009-B07, от 15.09.2008 N HLHH399-2008-B99, от 01.04.2007 N HLHH560-2007-B001, от 30.12.2008 N HLHH666-2008-B201, от 15.01.2009 N HLHH666-2008-B204, от 08.08.2008 N HLHH720-2008-B002, ИП Бондаренко И.А. осуществлен ввоз товаров на территорию Таможенного союза. В целях таможенного оформления по 234 грузовым таможенным декларациям предпринимателем заявлена таможенная стоимость товаров по первому методу определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Не согласившись с избранным декларантом методом, таможня определила таможенную стоимость с использованием другого метода, в связи с чем таможенная стоимость откорректирована в пользу увеличения. Таможенные платежи были оплачены предпринимателем в полном объеме, ввезенный товар выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом.
22.02.2011 предприниматель обратился в таможню с заявлением о возврате (зачете) денежных средств в сумме 14 751 052, 35 руб., но письмом от 03.03.2011 за N 20-12/01837 заявление возвращено без рассмотрения со ссылкой на пункт 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2011 N 06АП-2611/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.05.2012, решение таможни от 03.03.2011 N 20-12/01837 "О возврате заявления без рассмотрения" признано недействительным. Суд обязал таможню возвратить ИП Бондаренко И.А. излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 14 564 904,67 руб. Во исполнение судебных актов 21.11.2011 таможней перечислены денежные средства в вышеуказанном размере на расчетный счет декларанта.
Полагая, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей произведен с нарушением установленного таможенным законодательством срока, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможни процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
В силу части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При этом частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, а также оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, учитывая установленную вступившим в законную силу постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2011 N 06АП-2611/2011 незаконность осуществленной таможенным органом корректировки таможенной стоимости по спорным ГТД и отказ декларанту в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 14 564 904,67 руб., суды пришли к обоснованному выводу, что возврат излишне уплаченных предпринимателем таможенных платежей произведен таможенным органом несвоевременно, без начисления и выплаты процентов, в связи с чем имеются правовые основания для взыскания с таможни в пользу предпринимателя процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей, подлежащих исчислению с 26.03.2011 по 21.11.2011.
Судами правомерно отклонен довод таможенного органа о том, что обязанность по возврату излишне уплаченных таможенных платежей у него возникла только с момента вынесения судом апелляционной инстанции постановления, которым признано недействительным решение таможни об оставлении без рассмотрения заявления предпринимателя о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Правовые последствия несоблюдения установленного в части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока рассмотрения заявления о возврате не могут дифференцироваться в зависимости от признания излишней уплаты таможенных платежей судом либо таможенным органом. Право предпринимателя на получение процентов применительно к названной норме равнозначно соответствующим правам плательщиков, которым излишне уплаченные платежи возвращены таможенным органом. Такое право на финансовую компенсацию потерь вследствие необоснованного отказа в возврате платежей возникает по истечении месяца с момента подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. Иное толкование таможенным органом положений статьи 147 Закона N 311-ФЗ не отвечает основам таможенного регулирования.
Вместе с тем, нельзя признать обоснованным отклонение судами довода таможни о применении при расчете подлежащих уплате годовых процентов ставки 1/365 или 1/366 в силу следующего.
Удовлетворяя заявленное требование о взыскании процентов в размере 763 848,33 руб. за период с 26.03.2011 по 21.11.2011 (236 дней), при расчете подлежащих уплате годовых процентов по действующим в период нарушения ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (8% и 8,25%) суды исходили из числа дней в году равным 360, применив пункт 2 Постановления N 13/14.
Однако судами не учтено, что согласно статье 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Ни Таможенный кодекс Российской Федерации, ни Закон N 311-ФЗ не содержат положений, согласно которым при расчете периода просрочки возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов число дней в году должно приниматься равным 360 дням.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата таможенных пошлин (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возврата, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
С учетом вышеизложенного, сумма процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей за период с 26.03.2011 по 21.11.2011 (236 дней) составила 773 236,82 руб., в том числе: за период с 26.03.2011 по 02.05.2011 - 118 115,39 руб. (14 564 904,67 х 37 х 8% / 365); за период с 03.05.2011 по 21.11.2011 - 655 121,43 руб. (14 564 904,67 х 199 х 8,25% / 365).
Однако, ошибочный вывод судебных инстанций относительно применения ставки равной 1/360 не привел к принятию неправильного решения, поскольку сумма процентов по вышеуказанному расчету больше, чем сумма процентов, заявленная предпринимателем, а согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации суду не предоставлено право выходить за пределы исковых требований, в связи с чем размер процентов, подлежащих взысканию с таможни, составляет 763 848,33 руб.
Таким образом, неправильное применение судами норм права не привело к вынесению незаконных судебных актов, в связи с чем в силу части 3 статьи 288 АПК РФ правовых оснований к их отмене и к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу N А04-1807/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
И.С. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Декларант просил взыскать с таможни проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей. Его заявление было удовлетворено.
Кассационная инстанция оставила состоявшиеся судебные акты без изменения, отметив следующее.
Как следует из материалов дела, декларант обратился в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Она вернула его без рассмотрения. В рамках другого дела постановлением апелляционной инстанции решение таможни о возврате заявления было признано недействительным.
Таможня ошибочно полагала, что проценты должны начисляться с момента вынесения апелляционной инстанцией данного постановления.
Правовые последствия несоблюдения установленного законом срока рассмотрения заявления о возврате не могут дифференцироваться в зависимости от признания излишней уплаты таможенных платежей судом либо таможенным органом. Право на финансовую компенсацию потерь вследствие необоснованного отказа в возврате платежей возникает по истечении месяца с момента подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Суды руководствовались разъяснениями по применению положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами, которые были даны Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Согласно им при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ число дней в году принимается равным 360.
Однако суды не учли, что согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Ни Таможенный кодекс РФ, ни Закон о таможенном регулировании не содержат положений, согласно которым при определении ставки процентов число дней в году должно приниматься равным 360. В соответствии с названным законом проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата.
Таким образом, при расчете процентов должны приниматься во внимание следующие правила. При определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата таможенных пошлин (поступления денежных средств в банк). При определении ставки процентов - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни нарушения срока возврата, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366).
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 ноября 2014 г. N Ф03-4579/14 по делу N А04-1807/2014