г. Хабаровск |
|
17 декабря 2014 г. |
А51-1600/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: И.А. Мильчиной, И.С. Панченко
при участии:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Кузнецова Владимира Николаевича - Червак А.В., представитель по доверенности от 02.12.2013 N 25АА1046985; Пугачева Ю.В., представитель по доверенности от 05.12.2014 б/н;
от Владивостокской таможни - Вдовина Е.В., представитель по доверенности от 28.03.2014 N 141;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 26.05.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014
по делу N А51-1600/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Пяткова, Л.А. Бессчасная, Т.А. Солохина
По заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецова Владимира Николаевича (ОГРНИП 304253628700018, ИНН 253600145794)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, место нахождения: 690090, г.Владивосток, ул.Посьетская, 21а)
о признании незаконным решения
Индивидуальный предприниматель Кузнецов Владимир Николаевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня) по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 02.12.2013 N РКТ-10702020-13/000013.
Решением суда от 26.05.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на отсутствие у таможенного органа правовых оснований для принятия оспариваемого решения о классификации товара, ввезенного предпринимателем.
Не согласившись с принятыми судебными актами, таможенный орган обратился с кассационной жалобой в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, как принятые с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных предпринимателем.
Доводы жалобы сводятся к тому, что ввезенный предпринимателем автомобиль, не подлежал классификации по коду 8704 21 310 0 ТН ВЭД ТС, поскольку не отвечал требованиям, установленным Распоряжением ФТС России от 01.03.2012 N 34-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров", а именно в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова) и в раздвижных дверях имеются застекленные оконные проемы. То есть ввезенный предпринимателем автомобиль предназначен как для перевозки грузов, так и для перевозки пассажиров.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем таможни в судебном заседании суда кассационной инстанции, которое в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своих представителей, возражая относительно приведенных в ней доводов, просил оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.11.2013 из Японии в адрес предпринимателя по коммерческому инвойсу от 27.09.2013 N RU-1309079C-2, на условиях "CFR порт Владивосток" по коносаменту от 22.10.2013 N 94-М ввезен товар: многофункциональный фургон б/у, относящийся к категории N 1, предназначен для перевозки грузов, Toyota Hiace, год вып. 15.02.2012, кузов KDH201-5008638, двиг. 1KD-2162105, дизельный, объем 2.982 см 3, мощн. 144 л.с/108 КВТ, цвет серый в аварийном состоянии, товарный знак Toyota.
В тот же день предприниматель подал на таможенный пост Первомайский Владивостокской таможни ДТ N 10702020/271113/0035878, в графе 33 которой был заявлен код ТН ВЭД 8704 21 310 0.
29.11.2013 Владивостокской таможней проведен таможенный досмотр, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра N 10702020/291113/007205.
02.12.2013 Владивостокской таможней выставлено требование на корректировку сведений о коде ТН ВЭД, заявленных в таможенной декларации, в связи с выявленным несоответствием: описание товара в графе 31 ДТ не соответствует заявленному классификационному коду ТН ВЭД ТС в графе 33 ДТ.
02.12.2013 указанный предпринимателем код самостоятельно откорректирован таможенным органом на код ТН ВЭД 8703 33 199 0, в связи с чем принято решение о классификации товара по ТН ВЭД ТС от 02.12.2013 N РКТ-10702020-13/000013.
03.12.2013 Владивостокская таможня уведомила декларанта о несоблюдении условий выпуска товаров и требованием о предоставлении документов к ДТ на бумажных носителях.
04.12.2013 в выпуске товара по декларации N 10702020/271113/0035878 отказано (о чем свидетельствует отметка на декларации) в связи с несоблюдением условий выпуска, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС (не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей).
09.12.2013 предприниматель подал на таможенный пост Первомайский Владивостокской таможни новую ДТ N 10702020/091213/0037207, в графе 33 которой был заявлен код 8703 33 199 0. В графе 31 было заявлено следующее описание товара: автомобиль легковой Toyota Hiace, год вып. 2012, кузов KDH201-5008638, двиг. 1KD-2162105, дизельный, объем 2.982 см 3, мощн. 144 л.с. 108 КВТ, цвет серый, экологический класс 4, пробег 10.530 км, мест помимо водителя 2, в аварийном состоянии.
17.12.2013 товар был выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с решением о классификации по ТН ВЭД ТС от 02.12.2013 N РКТ-10702020-13/000013, предприниматель обратился с заявленным требованием в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суде правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 181 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно статье 50 ТК ТС единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В силу статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, которые в случае выявления неверной классификации самостоятельно осуществляют их классификацию и принимают решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ), утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Согласно правилу 3 (а) ОПИ ТН ВЭД в случае, если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению товарными позициями с более общим описанием.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Декларанту при определении классификационного кода товара необходимо ориентироваться прежде всего на товарные позиции, которые содержат наиболее конкретное описание товара, учитывая основное свойство товара.
Судом установлено и следует из материалов дела, что декларант в графе 31 описал ввезенный по ДТ N 10702020/271113/0035878 товар, как многофункциональный фургон бывший в употреблении, относящийся к категории N 1, предназначен для перевозки грузов, "TOYOTA HIACE", 15.02.2012 года выпуска, кузов KDN 201-5008638, двигатель 1KD-2162105, дизельный, объем 2.982 см 3, мощность 144 л.с./108 КВТ, цвет серый, в аварийном состоянии. В графе 33 заявитель определил его классификационный код 8704 21 310 0 ТН ВЭД.
В соответствии с кодом 8704 ТН ВЭД "моторные транспортные средства для перевозки грузов" в данную товарную позицию включаются транспортные средства повышенной проходимости с приводом на 4 колеса, с сочлененным шасси, в передней секции которого размещается дизельный двигатель и кабина, оснащенная средствами управления. Задняя секция состоит из двухколесного шасси, без оснастки, но предназначенного для оснащения разнообразным оборудованием. В данную товарную позицию не включаются, однако, такие транспортные средства в случае, если они оснащены сельскохозяйственным или другим оборудованием специального назначения (товарная позиция 8705). В данные подсубпозиции включаются "многоцелевые транспортные средства", описанные в пояснениях к товарной позиции 8704.
Вместе с тем по коду 8703 ТН ВЭД, примененным таможенным органом, классифицируются автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня прочие.
В данные подсубпозиции включаются "грузопассажирские автомобили-фургоны" и "многоцелевые транспортные средства", описанные в пояснениях к товарной позиции 8703. В данные подсубпозиции также включаются малые гоночные автомобили (так называемые карты) без кузова, оснащенные двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня и способные развивать относительно большие скорости.
К товарной подсубпозиции 8703 33 199 0 относятся транспортные средства с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2.500 см 3, прочие.
Анализ текстов товарных позиций 8703 и 8704 ТН ВЭД свидетельствует о том, что определяющим условием, в данном случае, является функциональное предназначение классифицируемого товара, а именно для каких целей главным образом предназначено транспортное средство.
При этом из Пояснений к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (Том 5. Раздела XVI-XXI. Группы 85-97), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851, следует, что к группе 8703 относятся автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.
В данной товарной позиции термин "грузопассажирский автомобиль-фургон" означает транспортное средство, имеющее максимально 9 мест для сидения (включая водителя), внутреннее пространство которого может без конструктивных изменений использоваться для перевозки как людей, так и грузов.
Включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для транспортировки людей, а не для транспортировки грузов (товарная позиция 8704). Эти признаки применимы при классификации моторных транспортных средств, которые обычно имеют полную массу транспортного средства менее 5 тонн и которые имеют единое замкнутое внутреннее пространство, включающее в себя зону для водителя и пассажиров и другую зону, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов. В эту категорию обычно включаются транспортные средства, известные как "многоцелевые" транспортные средства (например, транспортные средства типа фургонов, обслуживающие спортивные автомобили, некоторые автомобили типа пикапа).
Согласно Пояснениям к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза к группе 8704 относятся моторные транспортные средства для перевозки грузов.
В данную товарную позицию включаются, в частности: обычные грузовые автомобили и автофургоны (открытые, с брезентовым верхом, закрытые и т.д.); автомобили для доставки товаров и автофургоны всех видов, автофургоны для перевозки домашних вещей; грузовые автомобили с автоматическими разгрузочными приспособлениями (с опрокидывающимся кузовом и т.д.); автомобили-цистерны (независимо от того, оборудованы они насосами или нет); авторефрижераторы или автомобили с изотермическими кузовами; многоярусные грузовые автомобили для перевозки кислоты в бутылях, баллонов с бутаном и т.д.; тяжелые грузовые автомобили с низкорасположенными рамами и погрузочными наклонными трапами для перевозки танков, подъемных машин или экскаваторов, электрических трансформаторов и т.д.; грузовые автомобили, специально предназначенные для перевозки свежего бетона, кроме бетономешалок товарной позиции 8705; мусоросборщики независимо от того, оборудованы они погрузочными, трамбовочными, демпфирующими и другими устройствами или нет.
Включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для перевозки товаров, а не для перевозки людей (товарная позиция 8703). Эти признаки применимы при классификации моторных транспортных средств, которые обычно имеют полную массу транспортного средства менее 5 тонн и которые имеют либо отдельную закрытую заднюю зону, либо открытую заднюю платформу, обычно используемую для перевозки грузов, но могут иметь задние сиденья типа скамейки, которые не имеют ремней безопасности, мест крепления или удобств для пассажиров и которые складываются вдоль бортов, чтобы позволить полностью использовать заднюю платформу для транспортировки грузов. В эту категорию обычно включаются транспортные средства, известные как "многоцелевые" транспортные средства (например, транспортные средства типа фургонов, некоторые автомобили типа пикап, обслуживающие спортивные транспортные средства).
Судами установлено, что из акта таможенного осмотра от 29.11.2013 N 10702020/291113/007205, заключения эксперта Приморской торгово-промышленной палаты от 25.11.2013 серии 13 N 0201500210, фотографий, являющихся приложением к заключению эксперта, ввезенный предпринимателем по спорной ДТ товар идентифицирован как автотранспортное средство на колесном ходу, количество дверей 5, цвет кабины - серый. Автомобиль имеет закрытый кузов, установленный на шасси легкового автомобиля; внутреннее пространство разделено на зону для водителя и пассажиров (передняя зона) и отдельную заднюю зону; в передней зоне установлено три посадочных места (включая водителя), оборудованные ремнями безопасности. На момент осмотра два пассажирских кресла оторваны и находятся в задней зоне. Разделительный барьер между передней и задней зонами демонтирован; боковые стенки кузова задней зоны облицованы листами фанеры. Пол задней зоны автомобиля имеет резиновое покрытие. Наличие каких-либо технологических креплений для установки сидений и ремней безопасности в задней зоне автомобиля, а также внешних признаков комфорта (отопление, напольное покрытие, вентиляция, освещение, пепельницы и др.) не обнаружено; боковые стенки и задняя дверь имеют остекление. Остекление стенки в задней части кузова с правой стороны по ходу движения автомобиля имеет укрепление в виде двух металлических уголков; в результате выполненных замеров, установлены следующие размерные характеристики внутреннего пространства задней зоны ТС: длина - 2,8-м, ширина - 1,5 м.
Таким образом, учитывая фактическую компоновку и описание салона автомобиля и принимая во внимание пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Основные правила интерпретации ТН ВЭД, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорный автомобиль, является грузовым и не обладает основными признаками конструкции "легкового автомобиля", главным образом предназначенного для перевозки людей, в связи с чем предприниматель правомерно в графе 33 ДТ N 10702020/271113/0035878 указал классификационный код товара 8704 21 310 0 ТН ВЭД ТС.
В силу статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд, таможенный орган не представил достаточных доказательств того, что ввезенный предпринимателем автомобиль, представляет собой легковой автомобиль, предназначенный главным образом для перевозки людей, то есть соответствует коду 8703 33 199 0 ТН ВЭД ТС.
Довод кассационной жалобы о том, что ввезенный предпринимателем автомобиль предназначен как для перевозки грузов, так и для перевозки пассажиров поскольку в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова) и в раздвижных дверях имеются застекленные оконные проемы был предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда, получил надлежащую правовую оценку. При этом суды исходили из следующего.
Ввезенный предпринимателем автомобиль полностью отвечает признакам, перечисленным в Распоряжении ФТС России от 01.03.2012 N 34-р за исключением оконных проемов, которые имеются в боковых стенках грузовой части салона. Вместе с тем, данное обстоятельство, при наличии иных квалифицирующих признаков, позволяющих отнести спорный автофургон к грузовому, не является обстоятельством, исключающим отнесение автофургона в позицию 8704, поскольку не противоречит конструктивным особенностям грузовых автофургонов.
О правомерности выбранной предпринимателем квалификации свидетельствует также руководство по классификации транспортных средств в позициях 8702, 8703, 8704, принятое Комитетом по гармонизированной системе Всемирной таможенной организации 16.02.2000, в соответствии с которым предусмотрена возможность классификации товара в позиции 8704 при наличии двух задних окон вдоль двух боковых панелей.
Кроме того, судом правомерно отмечено, что определение классификационного кода товара производится в каждом конкретном случае и зависит прежде всего от функционального назначения товара. Из представленных при таможенном оформлении коммерческих документов (инвойс от 27.09.2013 NRU-1309079C-2), а также свидетельства инопартнера о временном снятии с учета для экспорта, следует, что спорный автомобиль является мусоровозом, то есть предназначен для перевозки грузов.
Таким образом, как правильно отмечено судом, в рамках настоящего дела таможней не опровергнуты доводы предпринимателя о том, что ввезенный автомобиль преимущественно предназначен для перевозки грузов, а не для перевозки людей.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза к товарной позиции 8704 не предусматривают одновременного выполнения всех перечисленных в ней конструктивных особенностей транспортного средства с целью классификации товара именно в этой товарной позиции, а лишь перечисляют характерные признаки конструкции, обычно свойственные транспортным средствам, суд пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный орган не доказал правомерность классификации ввезенного предпринимателем спорного товара по коду ТН ВЭД 8703 33 199 0, в связи с чем правомерно удовлетворил требования о признании незаконным решения Владивостокской таможни о классификации товаров от 02.12.2013 N РКТ-10702020-13/000013.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.05.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу N А51-1600/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.