г. Хабаровск |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А51-9658/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: Е.Н. Захаренко, Г.А. Камалиевой
при участии:
от истца: представитель Примачев А.А., по доверенности от 12.01.2015 N 05-04;
от ответчика: представитель Чиндин П.Д., по доверенности от 23.04.2014; представитель Волкович М.В., по доверенности от 03.04.2014;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Анучинского муниципального района Приморского края на решение от 04.06.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А51-9658/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Н. Шкляров; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.Ю. Ротко, К.П. Засорин, С.В. Шевченко
По иску администрации Анучинского муниципального района Приморского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Центр экологического проектирования "ЭКО-ДВ-ПРОЕКТ"
о присуждении обязанности произвести государственную экспертизу
Администрация Анучинского муниципального района (ОГРН - 1022500513640; далее - администрация, истец) обратилась в арбитражный суд Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью "Центр экологического проектирования "ЭКО-ДВ-ПРОЕКТ" (ОГРН - 1092540002433; далее - ООО "Центр экологического проектирования "ЭКО-ДВ-ПРОЕКТ", общество, ответчик) с требованием о передаче в течение 10 рабочих дней проекта объекта "Реконструкция существующей санкционированной свалки под полигон для твердых бытовых отходов в с. Нововарваровка Анучинского муниципального района Приморского края" для прохождения государственной экспертизы и осуществлении ее оплаты. Также истец просил обязать ответчика в течение 5 рабочих дней с момента получения положительного заключения о прохождении государственной экспертизы, передать (направить) администрации готовый проект объекта "Реконструкция существующей санкционированной свалки под полигон для твердых бытовых отходов в с. Нововарваровка Анучинского муниципального района Приморского края" с приложением заключений экологической и государственной экспертиз.
Решением суда от 04.06.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014, в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с данными судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как незаконные и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование заявитель, в частности ссылается на то, что обязанность ответчика организовать прохождение государственной экспертизы и отвечать за получение положительного заключения за счет своих средств возложена на последнего Техническим заданием к контракту. Также администрация указывает, что в соответствии с документаций на проведение открытого аукциона в электронной форме расходы на проведение государственной экспертизы были заложены в стоимость контракта и были расходным обязательством ответчика; о наличии каких-либо препятствий в его исполнении общество не уведомляло.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Центр экологического проектирования "ЭКО-ДВ-ПРОЕКТ" не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители администрации и ООО "Центр экологического проектирования "ЭКО-ДВ-ПРОЕКТ" поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами из материалов дела, отношения сторон урегулированы муниципальным контрактом N 10 от 24.10.2012, в силу которого истец (заказчик) поручил, а ответчик (исполнитель) прининял на себя обязательство по проектированию объекта: "Реконструкция существующей санкционированной свалки под полигон для твердых бытовых отходов в с. Нововарваровка Анучинского муниципального района Приморского края" в соответствии с требованиями, изложенными в задании и в документации аукциона в электронной форме.
В соответствии с пунктом 17 технического задания к контракту на исполнителя возложена обязанность организовать прохождение государственной экспертизы и отвечать за получение положительного заключения Главгосэкспертизы (г. Москва) за счет средств подрядчика".
Срок подлежащих выполнению проектных работ по контракту с учетом дополнительного соглашения N 1 от 19.12.2012 установлен с момента подписания контракта до 01.12.2013 с учетом прохождения государственной экспертизы.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по передаче заказчику в установленный муниципальным контрактом срок готового проекта с положительным заключением государственной экспертизы, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением.
При разрешении данного спора суды руководствовались следующим.
В силу статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 Кодекса), проектные и изыскательские работы (статья 758 Кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ, действовавшей на дату заключения муниципального контракта) проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, утвержденного Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, с заявлением о проведении государственной экспертизы вправе обратиться заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо.
На основании вышеуказанных норм права суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что условие контракта о возложении на проектировщика обязанности по передаче документов в экспертное учреждение для прохождения государственной экспертизы является неправомерным, поскольку такая обязанность в силу прямого указания норм действующего законодательства на ответчика как на подрядчика не возложена.
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 утверждено Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных.
Согласно пункту 2 указанного Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 заявителем в процессе государственной экспертизы проектов является - заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы. Как предусмотрено подпунктом "и" статьи 13 Положения N 145 для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, заказчика (в случае, если заявитель не является заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы (далее - договор) должны быть оговорены специально.
При этом пунктом 39 названного нормативного акта предусмотрено, что выдача заключения государственной экспертизы осуществляется на руки заявителю или путем направления заказного письма, что, как верно указал суд, делает необоснованным требования администрации о предоставлении Положительного заключения государственной экспертизы.
Ответчик не связан какими-либо обязательствами с заказчиком или застройщиком строительства, не наделен полномочиями от имени данного лица для подачи документов для проведения государственной экспертизы проектной документации и заключения договора на проведение экспертизы, следовательно, по признанию суда, на общество неправомерно возложена обязанность по проведению экспертизы проектной документации.
Судом было установлено, что сопроводительными письмами от 21.05.2013 и от 13.08.2013 ответчик направил в адрес истца разработанную проектную документацию и акт приема-передачи выполненных работ от 18.07.2013.
Доказательств направления в адрес ответчика мотивированного отказа от подписания акта приема-передачи выполненных работ, равно как выдачи ответчику доверенности, предусматривающей полномочия ответчика действовать от имени истца в качестве заявителя при обращении в экспертное учреждение с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации по объекту с правом заключения, изменения, исполнения, расторжения от собственного имени договора на проведение государственной экспертизы, истец вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ суду не представил.
В этой связи, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что результат работ в силу пункта 4.7 муниципального контракта принят заказчиком.
Кроме того, из представленных ответчиком в материалы дела доказательств, суд установил, что администрация обращалась с заявлениями N 01-1159 от 10.07.2013, N 04-1377 от 19.08.2013 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю о проведении государственной экологической экспертизы, которым представила проектную документацию объекта: "Реконструкция существующей санкционированной свалки под полигон для твердых бытовых отходов в с. Нововарваровка Анучинского муниципального района Приморского края" и гарантировала оплату за проведение данной экспертизы.
Материалы дела также содержат письмо-уведомление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю N 01-06-11/8999 от 17.12.2013, адресованное истцу о завершении государственной экспертизы, а также непосредственно положительное заключение государственной экологической экспертизы по объекту "Реконструкция существующей санкционированной свалки под полигон для твердых бытовых отходов в с. Нововарваровка Анучинского муниципального района Приморского края", утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Приморскому краю N 1054 от 12.12.2013.
Проанализировав совокупность обстоятельств дела и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о выполнении проектных работ в полном объеме с соответствующим качеством, а также об отсутствии у ответчика обязанности по прохождению государственной экспертизы проекта.
В этой связи в удовлетворении исковых требований администрации судом было отказано правомерно на основании указанных выше норм материального и процессуального права.
Доводы истца о наличии у ответчика обязанности по передаче проекта на прохождение государственной экспертизы несостоятельны и основаны на ошибочном толковании заявителем норм закона и обстоятельств дела.
Таким образом, обжалуемые судебные акты следует признать законными и обоснованными, поэтому они отмене, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.06.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А51-9658/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.