г. Хабаровск |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А51-16980/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.О. Никитина
Судей: М.М. Саранцевой, А.А. Шведова
при участии:
от администрации города Владивостока: Е.О. Борисовой, представителя по доверенности от 12.12.2014 N 1-3/4253;
от других участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение от 12.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А51-16980/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья М.Н. Гарбуз, в апелляционном суде судьи: И.С. Чижиков, К.П. Засорин, Л.А. Мокроусова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью автотранспортное предприятие "Дальавтотранс"
к администрации города Владивостока
о признании недействительным решения, обязании повторно рассмотреть заявку
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью автотранспортное предприятие "Дальавтотранс" (далее - ООО АТП "Дальавтотранс", общество; ОГРН: 1022501895448, ИНН: 2538073747, место нахождения: 690062, Приморский край, город Владивосток, улица Днепровская, 25 А), обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Администрации города Владивостока (далее - Администрация; ОГРН: 1022501302955, ИНН: 2504001783, место нахождения: 690950, Приморский край, город Владивосток, проспект Океанский, 20), оформленное протоколом итогового заседания комиссии по проведению конкурса на право заключения с Администрацией договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа от 12.03.2014 N 4 по лоту N 22; об обязании Администрации повторно рассмотреть заявку ООО АТП "Дальавтотранс" на участие в конкурсе на право заключения с Администрацией договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа по лоту N 22 от 23.01.2014.
Решением суда от 12.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и апелляционным постановлением, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит довод о том, что резерв транспортных средств исчисляется для каждого отдельного маршрута, а не для всего лота в целом. Указывает, что в связи с не направлением запроса на получение разъяснений положений конкурсной документации ООО АТП "Дальавтотранс" было допущено неверное толкование установленных в документации условий.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы кассационной жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
В отзыве на кассационную жалобу ООО АТП "Дальавтотранс" не согласилось с доводами, в ней изложенными сославшись на то, что в пункте 2.4 конкурсной документации отсутствует фраза "5 процентов по каждому маршруту", сам факт обращения или не обращения конкретного лица за разъяснениями конкурсной документации не имеет в данном случае правового значения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ без участия представителя ООО АТП "Дальавтотранс", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителя Администрации, исследовав материалы дела, проверив законность решения от 12.08.2014 и постановления от 23.10.2014, с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены (изменения) отсутствуют.
Как установлено арбитражными судами из материалов дела, на официальном сайте Администрации размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа (29 лотов).
ООО АТП "Дальавтотранс" оформило заявку на участие в конкурсе по лоту N 22 на право заключить указанный выше договор.
Согласно протоколу итогового заседания комиссии по проведению конкурса от 12.03.2014 N 4, конкурс по лоту N 22 признан несостоявшимся.
В качестве основания признания конкурса несостоявшимся, комиссия указала, в том числе на то, что рабочей группой были проверены документы, а также подвижной состав и установлено, что в представленных ООО АТП "Дальавтотранс" документах выявлено несоответствие требованиям документации по проведению конкурса на право заключения с Администрацией договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа, а именно: количество автобусов, указанное в заявке на участие в конкурсе по маршруту в составе лота и в документах в составе заявки, должно соответствовать количеству автобусов, установленному для того же маршрута в составе лота в Приложении N 1.1 конкурсной документации с учетом резерва в размере не менее 5% (пункт 2.4 конкурсной документации).
Полагая, что Администрацией нарушены требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ООО АТП "Дальавтотранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Регулирование правоотношений, связанных с созданием условий для предоставления транспортных услуг населению и с организацией транспортного обслуживания населения маршрутным автомобильным и наземным электрическим транспортом в границах Владивостокского городского округа осуществляется на основании муниципального правового акта города Владивостока от 11.04.2011 N 303-МПА.
Согласно пункту 5.4.5 указанного муниципального правового акта, конкурс проводится в соответствии с документацией по проведению конкурса, которая разрабатывается Администрацией. Документация по проведению конкурса должна включать проект договора, процедуру проведения конкурса и иную информацию, необходимую участникам для формирования своих предложений.
Положениями пункта 2.4 конкурсной документации по проведению конкурса на право заключения с администрацией договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа предусмотрено, что количество автобусов, указанное в заявке на участие в конкурсе по маршруту в составе лота и в документах в составе заявки, должно соответствовать количеству автобусов, установленному для того же маршрута в составе лота в Приложении N 1.1 конкурсной документации с учетом резерва в размере не менее 5 процентов.
Согласно требованиям конкурсной документации заказчиком установлены следующие перечни маршрутов и необходимое количество автобусов по лоту N 22: маршрут N 34 Находкинская - Семеновская в количестве 1 автобуса марки М3; маршрут N 64 Тихая - Луговая - Академическая в количестве 17 автобусов марки М3.
ООО АТП "Дальавтотранс" в составе заявки была представлена информация о наличии 18 автобусов необходимых категорий, а также перечень резервных автобусов к лоту N 22 со ссылкой на 1 автобус.
12.03.2014 комиссией произведен осмотр производственно-технической базы и подвижного состава участника конкурса с целью проверки достоверности представленных обществом сведений в составе заявки, в ходе которого установлено, что подвижной состав ООО АТП "Дальавтотранс" включает 19 транспортных средств, в том числе 1 резервное.
Арбитражными судами установлено, что Администрация не представила пояснения относительно того, какие расчеты должны были быть произведены участником конкурса при формировании необходимого количества резервных автобусов.
При этом наличие в конкурсной документации положений, позволяющих неоднозначно трактовать требования заказчика, не может нести негативные последствия для участников торгов, добросовестно исполнивших указанные требования, исходя из их логического (доступного) понимания.
Проведение конкурса, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, призвано, в частности, обеспечить расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности.
Бесспорные доказательства того, что резерв транспортных средств исчисляется для каждого отдельного маршрута, а не для всего лота в целом, материалы дела не содержат.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Представление об устранение нарушений закона, вынесенное заместителя прокурора города, в котором отражена позиция относительно толкования пункта 2.4 конкурсной документации, не может свидетельствовать об обратном, поскольку сведения о том, что Администрация в установленном законом порядке внесла соответствующие изменения в конкурсную документацию, в материалах дела отсутствуют.
Нельзя признать обоснованным и довод заявителя жалобы о том, что в связи с не направлением запроса на получение разъяснений положений конкурсной документации, ООО АТП "Дальавтотранс" было допущено неверное толкование установленных в документации условий, поскольку направление данного запроса является правом участника размещения заказа, а не его обязанностью.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и, сделав вывод о том, что у конкурсной комиссии Администрации не имелось предусмотренных действующим законодательством оснований для признания спорного конкурса по лоту N 22 несостоявшимся, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования ООО АТП "Дальавтотранс".
В целом доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия окружного суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих отмену решения и постановления по безусловным основаниям, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А51-16980/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое на основании определения Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.12.2014 N 0000066 (Ф03-6209/2014) отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.О. Никитин |
Судьи |
М.М. Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.