г. Хабаровск |
|
04 февраля 2015 г. |
Дело N А24-1347/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А.Камалиевой
Судей: А.В.Солодилова, И.А.Тарасова
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Молокозавод Петропавловский" на решение от 03.07.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу N А24-1347/2014 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Н.Б.Кудрявцев, в суде апелляционной инстанции - судьи К.П.Засорин, Л.А.Мокроусова, С.В.Шевченко
по иску открытого акционерного общества "Молокозавод Петропавловский" к муниципальному унитарному предприятию Петропавловск - Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал"
о признании недействительными нормативов водоотведения (сброса), обязании установить нормативы водоотведения (сброса) и возврате неосновательного обогащения
Открытое акционерное общество "Молокозавод Петропавловский" (далее - ОАО "Молокозавод Петропавловский"; ОГРН 1084101005120, адрес (место нахождения): Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Победы, 16) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Петропавловск - Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал" (далее - МУП "Петропавловский водоканал", ОГРН 1074101006726, адрес (место нахождения): 683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Циолковского, 3/1) о признании недействительными установленные нормативы водоотведения (сброса) загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации ВКХ на 2012 год для ОАО "Молокозавод Петропавловский", установленные приложением N 1 к приказу N 116 "А" от 17.02.2012; обязании МУП "Петропавловский водоканал" установить нормативы водоотведения (сброса) загрязняющих веществ в сточных водах сбрасываемых в систему канализации для ОАО "Молокозавод Петропавловский" в соответствии с приложением N 3 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 644 (далее - Правила N 644) и пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167); взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 67 523 руб. 66 коп. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 03.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО Молокозавод Петропавловск", полагающего, что принятые судебные акты являются необоснованными, вынесенными в результате неполного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с нарушением норм материального права. В связи с этим податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить и принять новый судебный акт. Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, в обоснование доводов кассационной жалобы ее податель ссылается на то, что при разрешении спора судами не применены положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов МУП "Петропавловский водоканал" выше показателей загрязняющих веществ в сточных водах, установленных для МУП "Петропавловский водоканал" Отделом водных ресурсов Амурского Бассейнового Водного Управления по Камчатскому краю, а по некоторых показателям (БПК, АПАВ, сухой остаток) нормативы не содержаться. Отмечает, что нормативы химических веществ не могут быть выше нормативов ПДК для сточных вод. Считает, что подписание истцом акта выполненных работ от 30.11.2013 N С0022671 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за октябрь без претензий не лишает его в дальнейшем оспаривать по основаниям несоответствия установленным требованиям федерального законодательства. Находит несостоятельной ссылку судов на неприменимость к рассматриваемому спору положений главы 24 АПК РФ, поскольку в рассматриваемых правоотношениях властные полномочия МУП "Петропавловский водоканал" по отношению к истцу выражаются в установлении для общества нормативов по ПДК загрязняющих веществ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
При рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции объявлялся перерыв в судебном заседании до 15 часов 40 минут 02.02.2015.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.04.2012 между МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал" и ОАО "Молокозавод Петропавловский" (потребитель) заключен договор N 183 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
В приложении N 2 (утвержденного приказом директора МУП "Петропавловский водоканал" N 116 "А" от 17.02.2012 на основании Постановления Главы Петропавловск-Камчатского округа N 348 от 19.02.2008) к договору от 01.04.2012 N 183 установлены нормативы водоотведения (сброса) загрязняющих веществ в сточных водах сбрасываемых в систему канализации ВКХ (мг/л) на 2012 год.
Ответчиком по условиям договора N 183 от 01.04.2012 был произведен расчет платы за сверхнормативный сброс истцом загрязняющих веществ в систему канализации.
Полагая, что нормативы водоотведения (сброса) загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации не соответствуют действующему законодательству, истец обратился в суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования и признавая их не подлежащими удовлетворению, суды исходили из того, что отношения между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами N 167, которые являются обязательными для сторон этих правоотношений.
Согласно пункту 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Из положений Правил N 167 следует, что органы местного самоуправления (уполномоченные ими организации водопроводно-канализационного хозяйства) правомочны устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие не на окружающую среду, а на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации. При этом нормативы должны учитывать проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных сооружений, защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации и подлежат установлению не произвольно, а на основе соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами (правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 24.03.2005 N КАС05-83).
В пункте 1 Постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 19.02.2008 N 348 "Об уполномоченных лицах по формированию водоотведения (сброса) по составу сточных вод" определены уполномоченные лица по установлению абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод - муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал" и закрытое акционерное общество "Судоремсервис".
Приказом от 17.02.2012 N 116 "А" МУП "Петропавловский водоканал" установил нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод на 2012 год, признал ранее действующие нормативы недействительными.
При таких обстоятельствах, суды не усмотрели оснований для удовлетворения иска, указав, что МУП "Петропавловский водоканал" обоснованно установило нормативы для ОАО "Молокозавод Петропавловский", поскольку действовало в рамках предоставленных ему полномочий по установлению нормативов и в пределах его компетенции, с учетом требований законодательства об охране окружающей среды и технической возможности оборудования.
Между тем судами не учтено следующее.
Организация водоотведения в границах городского округа, установление нормативов водоотведения (сброса) относится к вопросам местного самоуправления (статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пункт 61 Правил).
Однако Правилами N 167 предусмотрена возможность наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по вопросам местного значения в сфере водоснабжения, а именно - установления нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, что и было реализовано на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167 в редакции, действовавшей на дату издания оспариваемого приказа).
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
Таким образом, для правильного определения вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите нарушенные права заявителей, суд должен исходить из материального характера правоотношений, из которых вытекают требования заявителя.
Однако, рассматривая заявленные ОАО "Молокозавод Петропавловский" требования в порядке искового производства, суды не учли, что истцом фактически оспаривается решение МУП "Петропавловский водоканал" (приказ от 17.02.2012 N 116 "А"), принятое им в результате реализации публично-властных полномочий. Указанный приказ содержит властные предписания, рассчитанные на многократное применение, которые распространяются на неопределенный круг лиц, осуществляющих сброс сточных вод в систему канализации ВКХ.
Поскольку судами не исследованы значимые для дела обстоятельства, установление которых могло повлиять на принятые судами решение и постановление, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (части 3 статьи 288 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела, суду необходимо дать оценку сложившимся между сторонами отношениям, предложить ОАО "Молокозавод Петропавловский" уточнить заявленные им требования исходя из фактических оснований спора и при наличии соответствующего заявления рассмотреть заявленное требование с учетом приведенных в настоящем постановлении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.07.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу N А24-1347/2014 Арбитражного суда Камчатского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Молокозавод Петропавловский" на решение от 03.07.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу N А24-1347/2014 Арбитражного суда Камчатского края
...
Решением от 03.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
...
Организация водоотведения в границах городского округа, установление нормативов водоотведения (сброса) относится к вопросам местного самоуправления (статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пункт 61 Правил)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 февраля 2015 г. N Ф03-6147/14 по делу N А24-1347/2014