г. Хабаровск |
|
13 февраля 2015 г. |
Дело N А59-2717/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Л.К. Кургузовой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Южно-Сахалинская городская дезинфекционная станция им. Ю.А. Закис, г. Южно-Сахалинск" - представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области - представитель не явился;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Пест Контроль "Сахалин" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Южно-Сахалинская городская дезинфекционная станция им. Ю.А. Закис, г. Южно-Сахалинск" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу N А59-2717/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.Н. Джавашвили;
в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А. Солохина, Л.А. Бессчасная, А.В. Пяткова
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Южно-Сахалинская городская дезинфекционная станция им. Ю.А. Закис, г. Южно-Сахалинск"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Пест Контроль "Сахалин"
о признании незаконными решения и предписания
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Южно - Сахалинская городская дезинфекционная станция им. Ю.А. Заккис, г. Южно - Сахалинск" (далее - учреждение, ГБУЗ "Дезстанция им. Ю.А. Закис") (ОГРН 1026500526931, ИНН 6501027029, место нахождения: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 30в) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - управление, антимонопольный орган, Сахалинское УФАС России) (ОГРН 1026500532321, ИНН 6501026378, место нахождения: 693011, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-кт Коммунистический, 27а) от 29.05.2014 по делу N 08 - 15/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, которым учреждение признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Также учреждение просило признать недействительным выданное на основании оспариваемого решения предписание управления N 08 - 15/2014.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 29.07.2014 решение Сахалинского УФАС России от 29.05.2014 по делу N 08-15/2014 о нарушении антимонопольного законодательства признано незаконным, предписание от 29.05.2014 N 08 - 15/2014 - недействительным.
Пятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.10.2014 решение суда первой инстанции отменил, ГБУЗ "Дезстанция им. Ю.А. Закис" в удовлетворении заявленных требований отказал.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права, просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель кассационной жалобы не согласился с выводом второй инстанции о том, что осуществление дезинфекционной деятельности не в рамках оказания медицинской помощи не может рассматриваться как медицинская деятельность, и, соответственно, не требует лицензирования. По мнению учреждения, данный вывод основан на неправильном толковании пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также норм Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими учреждениями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). Обосновывая доводы жалобы, учреждение ссылается на статьи 2, 33 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, пункты 1.2, 3.8.1, 3.9.1 Санитарных правил СП 3.5.1378-03 "Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", указывает на то, что дезинфектология как особый раздел медицины не может рассматриваться вне медицинской деятельности, поскольку работы по дезинфектологии (дезинфекции, дезинсекции и дератизации) выполняются специалистами дезинфекционного профиля, должности которых отнесены к высшему и среднему медицинскому образованию. Используемые химические и биологические средства, оборудование, аппаратура и материалы, применяемые при осуществлении данного вида деятельности, подлежат регистрации Министерством здравоохранения Российской Федерации. В этой связи полагает, что направление учреждением хозяйствующим субъектам сведений о том, что для осуществления указанного вида деятельности необходима лицензия, которую на территории Сахалинской области имеет только заявитель, не подпадает под признаки недобросовестной конкуренции.
Сахалинское УФАС России, ООО "Пест Контроль "Сахалин", извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с этим кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. В отзыве на жалобу антимонопольный орган указал на несостоятельность доводов заявителя.
ГБУЗ "Дезстанция им. Ю.А. Закис" представило в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя учреждения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Сахалинским УФАС России по результатам проведенной на основании обращения ООО "Пест Контроль Сахалин" проверки выявлен факт недобросовестной конкуренции, что послужило основанием для возбуждения в отношении ГБУЗ "Дезстанция им. Ю.А. Закис" дела по пункту 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган установил, что ГБУЗ "Дезстанция им. Ю.А. Закис" и ООО "Пест Контроль Сахалин" являются конкурирующими субъектами на рынке выполнения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ.
14.03.2014 учреждением в адрес организаций и предприятий города Южно - Сахалинска направлены коммерческие предложения следующего содержания: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Южно - Сахалинская городская дезинфекционная станция им. Ю.А. Заккис, г. Южно - Сахалинск" сообщает о получении лицензии на осуществление дезинфекционной деятельности и предлагает Вам заключить договор по дератизации и дезинсекции на 2014 год. В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1, абзаца 6 раздела Y постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 "О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил СП 3. 5. 1378 - 03" работы и услуги, включающие разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинсекции, стерилизации, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ, является дезинфекционной деятельностью. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящих в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") работы (услуги) по "дезинфектологии" составляют медицинскую деятельность. В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством для осуществления дезинфекционной деятельности (в том числе оказание услуг дератизации и дезинсекции), юридические лица, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, должны получить лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием. В настоящее время ГБУЗ "Дезстанция им. Ю. А. Закис" единственное в Сахалинской области, получившее лицензию на осуществление деятельности по дезинфектологии и имеющее право на проведение работ по дератизации и дезинсекции. Мы будем рады взять на себя заботы о санитарном благополучии Ваших объектов".
Признавая направление учреждением коммерческих предложений указанного содержания актом недобросовестной конкуренции, антимонопольный орган исходил из того, что лицензирование работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, не относящихся к медицинской деятельности, действующим законодательством не предусмотрено.
29.05.2014 Сахалинским УФАС России принято решение N 08-15/2014 и учреждению выдано предписание, в соответствии с которым оно обязано устранить последствия нарушения пункта 1 части 14 статьи 14 Закона о защите конкуренции путем направления письма, содержащего информацию об опровержении искаженных сведений, указанных в письме от 14.03.2014 хозяйствующим субъектам, которым оно было направлено.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признавая решение антимонопольного органа незаконным и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работы по дезинфекции, дезинсекции, дератизации относятся к медицинской деятельности и оказание данных услуг возможно только при наличии лицензии, полученной в установленном законодательством порядке, в связи с этим направленное учреждением письмо в адрес хозяйствующих субъектов суд признал правомерным.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к противоположным выводам, указав на то, что письмо, отправленное в адрес различных хозяйственных субъектов, имеет искаженные сведения относительно возможности осуществления дератизации и дезинсекции только заявителем, может ввести в заблуждение потенциальных заказчиков, причинить убытки и нанести ущерб деловой репутации ООО "Пест Контроль Сахалин", имеющему право на осуществление указанных работ.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
В рассматриваемом случае антимонопольным органом вменено учреждению в качестве акта недобросовестной конкуренции распространение искаженных сведений о возможности осуществления работ по дератизации и дезинсекции только заявителем ввиду наличия у него лицензии на осуществлении медицинской деятельности по дезинфектологии.
Соглашаясь с выводами управления, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 09.06.2013.
Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
Разделом II СП 3.5.1378-03 установлены требования к организации дезинфекционной деятельности, к которым в том числе относятся: осуществление дезинфекционной деятельности при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (пункт 2.2), соблюдение санитарных правил (пункт 2.3), обязательность прохождения лицами, занимающимися дезинфекционной деятельностью профессиональной подготовки и аттестации, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами (пункт 2.20) и д.р.
Пунктом 3.6.1 Санитарных правил дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.
Дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (пункт 3.8.1).
Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (пункт 3.9.1).
Указанные составляющие дезинфекционной деятельности рассматриваются как способы предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу санитарно-эпидемиологических правил, отнесенных Классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.05.1996, к группе 3.5 "Дезинфектология".
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия определены как организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Следовательно, дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы применительно к указанному выше Федеральному Закону рассматриваются как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в их числе указана медицинская деятельность (пункт 46 части 1 статьи 12 данного Закона), особенности лицензирования которой устанавливаются Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена дезинфектология.
При этом пунктом 3 данного положения установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Исходя из буквального толкования данной нормы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в Перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинская помощь определена как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ). В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 323-ФЗ утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой отсутствуют услуги по проведению дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
Кроме того, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, отнесена к подклассу 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" Раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг".
Таким образом, получение лицензии для осуществления дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинфекции, дератизации, которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой, не требуется.
Из материалов дела видно, что учреждение имеет лицензию от 07.02.2014 N ЛО-65-01-000620 на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе, доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи на оказание следующих видов работ (услуг): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии, эпидемиологии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии, эпидемиологии.
Наличие указанной лицензии предоставляет учреждению право осуществлять дезинфекционную деятельность в рамках оказания медицинской помощи, однако не свидетельствует о том, что заявитель является единственным в Сахалинской области лицом, имеющим право на проведение работ по дератизации и дезинсекции, как это указано в направленных коммерческих предложениях.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции верно посчитал, что действия учреждения по распространению указанных сведений содержат признаки недобросовестной конкуренции, поскольку могут ввести в заблуждение потенциальных заказчиков, причинить убытки и нанести ущерб деловой репутации ООО "Пест Контроль Сахалин", а также способствуют получению преимуществ перед конкурентом при заключении договоров на осуществление дератизации и дезинсекции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о законности обжалуемых решения и предписания антимонопольного органа, обоснованно отменил решение суда и отказал ГБУЗ "Дезстанция им. Ю.А. Закис" в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном токовании норм материального права, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции об обстоятельствах дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу N А59-2717/2014 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.