г. Хабаровск |
|
17 февраля 2015 г. |
Дело N А51-19698/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Кургузовой Л.К.
Судей: Филимоновой Е.П., Ширяева И.В.
при участии:
от закрытого акционерного общества "Дальнереченское" - Королев А.Н., представитель по доверенности от 01.08.2014 б/н
от Думы Пожарского муниципального района Приморского края - представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Думы Пожарского муниципального района Приморского края на решение от 28.10.2014 по делу N А51-19698/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: Самофал Д.А., Чугаева И.С., Саломай В.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Дальнереченское"
к Думе Пожарского муниципального района Приморского края
об оспаривании нормативного правового акта
Закрытое акционерное общество "Дальнереченское" (ОГРН 1072506000533, ИНН 2506010173, место нахождения: 692138, Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Свердлова, 8; далее - ЗАО "Дальнереченское", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействующим подпункта "г" пункта 1 части 1 решения Думы Пожарского муниципального района Приморского края от 28.08.2012 N 135-нпа "О внесении изменений в решение Думы Пожарского муниципального района от 28.02.2011 N 47-нпа "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района".
Решением суда первой инстанции от 28.10.2014 заявленное требование удовлетворено: решение от 28.08.2012 N 135-нпа в оспариваемой части признано недействующим как несоответствующее Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ) и подпункту "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Постановление от 16.07.2009 N 582). В отношении администрации Пожарского муниципального района Приморского края производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Дума Пожарского муниципального района Приморского края просит принятый по делу судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на жалобу ЗАО "Дальнереченское" указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Дума Пожарского муниципального района Приморского края извещена в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако представителя для участия в судебном разбирательстве не направила.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на жалобу, выслушав присутствующего в судебном заседании представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании договоров аренды земельных участков от 15.12.2008, заключенных с Управлением муниципального имущества администрации Пожарского муниципального района Приморского края, обществу из земель сельскохозяйственного назначения переданы в аренду земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства. Порядок определения арендной платы, ставка арендной платы установлены приложением N 1 к договорам аренды и пунктом 4.1 договоров аренды, согласно которым арендная плата рассчитывается исходя из ставки - 0,003 руб. за 1 кв. метр в год.
По условиям договоров размер арендной платы пересматривается в одностороннем порядке при изменении арендной ставки за предоставленный земельный участок. Новый размер арендной платы устанавливается с даты введения порядка определения размера арендной платы, установленного нормативным правовым актом администрации Приморского края и в письменном уведомлении арендодателя о внесении соответствующих изменений.
Решением Думы Пожарского муниципального района Приморского края от 28.08.2012 N 135-нпа "О внесении изменений в решение Думы Пожарского муниципального района от 28.02.2011 N 47-нпа "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района" (далее - решение от 28.08.2012 N 135-нпа) пункт 15 части 2 решения от 28.02.2011 N 47-нпа дополнен подпунктом "г", которым ставка арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными для сельскохозяйственного производства, установлена в размере 0,01 руб. за 1 кв. м. в год, что повлекло увеличение арендной платы, установленной договорами аренды.
Полагая, что пункт "г" решения от 28.08.2012 N 135-нпа не соответствует Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Постановлению 16.07.2009 N 582, и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что ставка арендной платы в размере 0,01 руб. за 1 кв. м. в год установлена без экономического обоснования и превышает предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды, в соответствии с Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными Постановлением от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила определения арендной платы). При этом суд руководствовался статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением от 16.07.2009 N 582 (далее - Основные принципы определения арендной платы), Правилами определения арендной платы и правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15237/11.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок ее определения, размер, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
На основании названных норм Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582.
В соответствии с утвержденными Постановлением от 16.07.2009 N 582 Основными принципами определения арендной платы при определении арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, основными принципами являются принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Указанные принципы, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. Данный принцип исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, диффенцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Правилами определения размера арендной платы с учетом основных принципов определения арендной платы установлены предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Размер арендной платы за земельные участки находящие, в том числе в муниципальной собственности субъектов Российской Федерации и земель государственная собственность на которые не разграничена, не может быть выше ставок, установленных Постановлением от 16.07.2009 N 582.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев указанных в подпункте "б", арендная плата исчисляется с применением ставки 0,6 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность оспариваемой ставки арендной платы Думой Пожарского муниципального района Приморского края не представлено. Размер ставки превышает установленную подпунктом "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы предельную ставку.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных обществом требований.
В связи с вышеизложенным отклоняется довод кассационной жалобы о том, что Земельный кодекс не содержит положений в соответствии с которыми ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности не должны превышать ставок арендной платы, установленных для земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не являются обязательными для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Неоснователен и довод кассационной жалобы о том, что Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации не носят нормативного характера и не являются обязательными к применению физическими и юридическими лицами.
В силу пункта 61.9 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, считается определенной.
В силу статей 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства. Конституционное судопроизводство возложено на Конституционный Суд Российской Федерации. Решения Конституционного суда имеют общеобязательное значение, являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (статьи 79, 80, 81 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ " О Конституционном Суде Российской Федерации").
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.10.2014 по делу N А51-19698/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.