г. Хабаровск |
|
11 марта 2015 г. |
Дело N А51-25812/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: И.А. Мильчиной, О.Н. Трофимовой
при участии:
от заявителя: ОАО "Ураган" - представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ураган" на решение от 09.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу N А51-25812/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.М. Попов; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, Л.А. Бессчасная, В.В. Рубанова
по заявлению открытого акционерного общества "Ураган" (ОГРН 1022500799727, ИНН 2509001988, место нахождения: 692853, Приморский край, г. Партизанск, ул. Герцена, 90)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (ОГРН 1042504366288, ИНН 2540106044, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр-кт Океанский, 29)
о признании незаконным и отмене постановления
Открытое акционерное общество "Ураган" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.08.2014 N 03-396/2014 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (далее - управление, административный орган) о наложении на общество административного взыскания, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Решением суда от 09.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку суд пришел к выводу о доказанности факта совершения общество административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по статье 8.21 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Доводы жалобы мотивированы грубыми нарушениями административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые, по мнению заявителя жалобы, являются основанием для отмены оспариваемого постановления. Такими грубыми нарушениями является нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении объектов малого предпринимательства, неподписание акта проверки одним из лиц, участвующих в проверке, а также неуведомление саморегулируемой организации о проведении плановой проверки в отношении общества.
Управление в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласно, считает принятые судебные акты законными и обоснованными; ходатайством от 04.03.2015 просило рассмотреть кассационную жалобу общества без своего участия.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 01.07.2014 по 28.07.2014 на основании приказа и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю от 17.06.2014 N 556 проведена плановая, выездная проверка в отношении ОАО "Ураган" на предмет соблюдения обязательных требований законодательства РФ и подзаконных актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в ходе которой выявлено, что на территории общества имеются источники загрязнения атмосферы, при этом разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также инвентаризации источников выбросов на предприятии отсутствуют. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28.07.2014 N 556.
31.07.2014 государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Приморскому краю по выявленным фактам в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, на основании которого 26.08.2014 вынесено постановление о назначении обществу наказания в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения общества с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного в отношении него постановления в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха"), Федерального закона от 10.01.2021 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 31.12.2010 N 579 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию".
Установив, что общество осуществляло свою деятельность с нарушением вышеуказанных норм права, суды пришли к правильному выводу о правомерном привлечении ОАО "Ураган" к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 8.21 КоАП РФ, и отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене обжалуемого постановления. Судебные акты в указанной части ОАО "Ураган" не обжалует.
Доводы заявителя жалобы относительно нарушений административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) являются несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений.
При этом к грубым нарушениям относятся, в том числе, нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 названного Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям требований к проведению проверок, влекущим отмену результатов проверки, относится нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства).
Согласно части 1 и части 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Из акта проверки от 28.07.2014 N 556 следует, что фактически продолжительность проверки составила 12 часов, поскольку в отведённый для проверки период с 01.07.2014 по 28.07.2014 Росприроднадзор осуществлял проверочные действия 01.07.2014 с 10 часов 00 минут до 17 часов 00 минут и 08.07.2014 с 10 часов 00 минут до 15 часов 00 минут.
Следовательно, в рассматриваемом случае контролирующим органом не допущено нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъекта малого предпринимательства.
Ссылка ОАО "Ураган" на отсутствие подписи в акте проверки одного из 5 проводивших проверку лиц, что, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении части 13 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, не является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, так как указанное обстоятельство не отнесено Законом N 294-ФЗ к числу грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, которое влечет признание результатов проверки недействительными.
Также несостоятельным является довод заявителя жалобы о том, что неуведомление Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю НП СРО "Региональное объединение строителей Приморского края" о проведении плановой выездной проверки члена указанной саморегулируемой организации - ОАО "Ураган", является грубым нарушением порядка проведения проверки административным органом.
Требования об уведомлении саморегулируемой организации о проведении плановой проверки, а также о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки содержатся в частях 13, 14 статьи 9 Закона N 294-ФЗ. Нарушение указанных требований не отнесено к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки.
В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу N А51-25812/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.