г. Хабаровск |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А24-2895/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.Ю. Лесненко, О.В. Цирулик
при участии:
от управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - Поночевная А.С., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 1; Ярмолович О.И., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 2
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича на решение от 22.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу N А24-2895/2014 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н. Довгалюк,
в суде апелляционной инстанции судьи Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеева
по заявлению индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича
к управлению по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
третье лицо: департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
о признании незаконным решения об отказе в заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в районе пр. Победы, 1, оформленного письмом от 16.06.2014 N 01-02-02-01/5038/14, об обязании заключить договор
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (ОГРНИП 305410109000036, ИНН 410100106544; далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1104101000266, ИНН 4101135562; место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д. 12; далее - управление) об отказе в заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания в районе пр. Победы, д. 1, оформленного письмом от 16.06.2014 N 01-02-02-01/5038/14, а также об обязании управление заключить соответствующий договор.
Определением от 31.07.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - третье лицо, департамент).
Решением суда от 22.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель приводит доводы о неправильном применении норм материального права, неверной оценке обстоятельств дела; просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, удовлетворить заявленные требования. Указывает, что при подаче заявления о заключении договора им соблюдены необходимые требования о подробном описании испрашиваемого места оказания услуги. Приводит доводы о том, что у предпринимателя заведомо отсутствовала возможность заключения договора ввиду отсутствия нормативно-правового акта, регламентирующего порядок включения объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов по заявлению заинтересованного лица. Кроме того, полагает необоснованным применение данной схемы, поскольку им испрашивалось заключение договора обеспечения, а не размещения. Считает, что решение городской думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 N 164-нд, постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 19.05.2014 N 1136 являются незаконными, поскольку в нарушение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в указанную схему включены земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а кроме того, приведенные нормативно-правовые акты не предусматривают возможность предоставления земельного участка под размещение нестационарных объектов. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия сформированного земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:417, смежного с испрашиваемым. По мнению предпринимателя, сведения о невключении объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов носили исключительно информационный характер и не являлись основанием для отказа в заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В отзывах на кассационную жалобу управление, департамент выразили несогласие с изложенными в ней доводами, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края, представители управления просили суд кассационной инстанции в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Департаментом заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 19.05.2014 предприниматель Восканян М.Ж. обратился в управление с заявлением (вх. N 13-02-02-00/7922/14) о рассмотрении возможности заключения договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в районе проспекта Победы, д. 1, с использованием павильона шириной 3 метра, длиной 5 метров. К заявлению предпринимателем была приложена схема и фотография предполагаемого места размещения павильона.
Письмом от 16.06.2014 N 01-02-02-01/5038/14 управление отказало предпринимателю в заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, поскольку согласно поступившему заключению департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа место размещения павильона находится в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:417, и что место размещения павильона не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Предприниматель, полагая данный отказ незаконным, нарушающим его права на занятие предпринимательской деятельностью, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просил обязать управление заключить соответствующий договор обеспечения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением городской думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 N 164-нд утверждены правила "О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания".
Во исполнение названного решения N 164-нд администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа принято постановление от 27.02.2014 N 460, действующее в спорный период (утратило силу в связи с изданием постановления от 14.08.2014 "О порядке заключения договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания" (далее - Порядок N 460)).
В соответствии с пунктом 4 названного Порядка N 460 уполномоченным органом по заключению соответствующего договора определено управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Этим же Порядком определены условия подачи заявления о заключении договора, сроки рассмотрения заявления, установлены основания для отказа в заключении договора, в том числе в случае, если заключение договора будет нарушать законодательство Российской Федерации в области земельных, градостроительных правоотношений, требованиями технических регламентов, санитарных норм и правил, сводов правил в области пожарной безопасности, градостроительства, Правил планировки и застройки городского округа, Правил благоустройства территории городского округа и порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (пункт 10.2).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что заключение договора осуществляется в порядке, установленном административным регламентом, утверждаемым постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Соответствующий Административный регламент утвержден постановлением от 28.02.2014 N 476.
Административным регламентом, действующим в спорный период (утратил силу в связи с изданием постановления от 14.08.2014 N 2022), детально и последовательно регламентирован порядок заключения договора. В частности, после получения и проверки заявления о заключении договора с необходимым перечнем документов последние направляются в департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для получения мотивированного заключения департамента о возможности либо невозможности заключения договора (пункт 3.8).
Пунктом 2.10 Административного регламента установлены случаи для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно если заключение договора будет нарушать законодательство Российской Федерации в области земельных, градостроительных правоотношений, требованиями технических регламентов, санитарных норм и правил, сводов правил в области пожарной безопасности, градостроительства, Правил планировки и застройки городского округа, Правил благоустройства территории городского округа и порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (пункт 2.10.2); если нестационарный объект, планируемый к размещению, не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (пункт 2.10.8).
В материалы дела предоставлено заключение департамента, оформленное приложением к листу согласования заключения договора, в котором указано, что место размещения киоска находится в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:417, на котором находятся элементы детской игровой площадки и в отношении которого решается вопрос о предоставлении МКУ "Управление благоустройства города Петропавловска-Камчатского после решения вопроса относительно размещенных на земельном учатске игровых элементов, а также что место размещения павильона не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Суды, исследовав и оценив представленные в дела доказательства, в том числе утвержденную на территории Петропавловск-Камчатского городского округа схему размещения нестационарных торговых объектов (л.д. 53-83), опубликованную в газете "Град Петра и Павла" от 23.05.2014 N 20 и размещенную для открытого доступа на официальном Интернет-сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, установили, что испрашиваемое Восканяном М.Ж. место размещения нестационарного объекта в районе проспекта Победы, 1 не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Кроме того, суды выявили, что испрашиваемое место установки павильона (киоска) налагается на границы смежного с испрашиваемым и уже сформированного земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:417.
В этой связи суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии возможности заключения с предпринимателем договора обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Как следствие, оспариваемое решение управления признано судами соответствующим приведенным нормативным актам и не нарушающим права и законные интересы предпринимателя.
Доводы, приведенные предпринимателем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и не опровергают выводы арбитражных судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на переоценку последних и не свидетельствуют о нарушении норм материального права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом округа отклоняются по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного исследования имеющихся в деле доказательств, нормы права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу N А24-2895/2014 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.