г. Хабаровск |
|
27 апреля 2015 г. |
Дело N А73-10885/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.Н. Захаренко
Судей: О.Г. Красковской, Г.А. Камалиевой
при участии: от ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - Могилева Л.С. по доверенности от 27.02.2015 N 28,
от Министерства обороны Российской Федерации - Гержан В.А. по доверенности от 04.02.2015 N 212/1/193,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение от 05.12.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья А.В. Бутковский, в апелляционной инстанции - судьи В.Ф. Карасев, А.И. Михайлова, Т.Д. Козлова
по делу N А73-10885/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации
третье лицо: администрация муниципального образования "Чугуевское сельское поселение"
о взыскании 453 055 руб. 72 коп.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (ОГРН 1022501284970, ИНН 2536112729, место нахождения: 690089, г. Владивосток, ул. Героев Варяга, 12; далее - КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27; далее - ФГКУ "ДВТУ ИО", учреждение), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - МО РФ) о взыскании 453 055 руб. 72 коп., составляющих задолженность за тепловую энергию, поставленную с октября 2013 года по май 2014 года на отопление жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: Приморский край, Чугуевский район, с. Чугуевка, в/г 41, ул. Дзержинского, 2, в размере 444 419 руб. 10 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 636 руб. 62 коп., начисленные с 01.06.2014 по 10.08.2014.
Иск нормативно обоснован положениями статей 307, 309, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивирован обязанностью ФГКУ "ДВТУ ИО", владеющему жилыми помещениями на праве оперативного управления, произвести оплату ресурса и процентов за пользование чужими денежными средствами. К МО РФ требования заявлены как к субсидиарному ответчику.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Чугуевское сельское поселение" (далее - сельское поселение).
Решением суда от 05.12.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015, иск удовлетворен.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "ДВТУ ИО" обратились с кассационными жалобами.
Министерство обороны в своей кассационной жалобе просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, жилой дом N 2 по ул. Дзержинского в с. Чугуевка передан приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.03.2013 N 153 по передаточному акту от 08.05.2013 N 24 в собственность муниципального образования, поэтому обязанность по оплате поставленного ресурса в исковой период должно нести муниципальное образование "Чугуевское сельское поселение". Указывает на то, что плательщиком услуг теплоснабжения, оказанных для нужд Минобороны России, является ОАО "РЭУ" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р.
ФГКУ "ДВТУ ИО" в своей кассационной жалобе просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе КГУП "Примтеплоэнерго" в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции ссылается на то, что правообладателем квартир являлось именно муниципальное образование, поэтому данное лицо должно нести расходы по отоплению незаселенного жилого фонда бывшего военного городка. Считает необоснованным выводы судов о том, что в момент передачи спорных квартир в муниципальную собственность они имели статус служебных, поскольку Постановления Администрации Чугуевского района Приморского края от 19.09.1996 N 909 и от 04.06.1998 N 502 не являются надлежащими доказательствами отнесения спорных квартир к числу служебных.
Представители ответчиков в ходе судебного заседания поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании не направили; в отзывах просили судебные акты оставить без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судами, КГУП "Примтеплоэнерго" оказывает услуги по теплоснабжению объектов жилого фонда сельского поселения по договору аренды от 01.03.2013 N 40/0035-13.
В период с октября 2013 года по май 2014 года истцом осуществлялось теплоснабжение квартир многоквартирного жилого дома в селе Чугуевка по ул. Дзержинского, 2 на территории военного городка 41, включая квартиры: N 1, 3, 4, 10, 12, 13, 15, 23, 24, 27, 38, 39, 42, 43, 44 (постановления администрации сельского поселения от 08.10.2013 N 173 и от 23.04.2014 N 85 о начале и об окончании отопительного сезона 2013-2014 годов, акты подключения от 15.10.2013 и отключения 13.05.2014 системы теплоснабжения).
Расчет за потребленную тепловую энергию истцом производен исходя из действовавших нормативов, тарифов теплопотребления.
На оплату потребленного ресурса ответчику - ФГКУ "ДВТУ ИО" выставлены счета от 14.05.2014 N 0901/0000111, от 30.05.2014 N 0901/0000141, от 14.05.2014 N 0901/0000110, от 19.06.2014 N 0901/0000241.
Неоплата счетов послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к следующему.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Собственник либо обладатель права оперативного управления в силу статей 123.22, 210, 298 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Судами при разрешении спора установлено, что многоквартирный жилой дом в с. Чугуевка по ул. Дзержинского, 2 входил в состав военного городка N 41 и все квартиры в указанном доме при разграничении государственной собственности (на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность") стали относиться к федеральной собственности как имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
Постановлениями Администрации Чугуевского района Приморского края от 19.09.1996 N 909, от 04.06.1998 N 502, от 24.12.2004 N 752 спорные квартиры по ул. Дзержинского, 2 включены в число служебных.
Распоряжением Минимущества России от 14.01.2004 N 85 жилой дом по ул. Дзержинского, 2 закреплен на праве оперативного управления за ФГУ "Даубихинская КЭЧ района" Минобороны России, впоследствии реорганизованного путем присоединения к ФГКУ "ДВТУ ИО" (пункт 44 сведений о правопредшественниках выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 03.09.2014).
Также судами установлено, что на основании приказа заместителя Минобороны России от 19.03.2013 N 153 жилой дом по ул. Дзержинского, 2 передан из федеральной собственности в муниципальную собственность сельского поселения, с оговоркой "за исключением служебных и специализированных квартир".
Между тем, передаточный акт от 08.05.2013 N 24, подготовленный к приказу, не содержал сведений о спорных квартирах.
Статус квартир как служебных, их отнесение к федеральной собственности и нахождение в оперативном управлении ФГКУ "ДВТУ ИО" подтверждены выписками из реестра федерального имущества от 16.12.2013, от 29.10.2014.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ вышеперечисленные обстоятельства, учитывая положения Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные квартиры по состоянию на 19.03.2013 юридически не утратили статус служебных и, соответственно, не изменили правообладателя, то есть не перешли в муниципальную собственность сельского поселения.
Подписание 21.10.2014 (в ходе рассмотрения настоящего дела) ФГКУ "ДВТУ ИО" и сельским поселением дополнительного соглашения N 1 к акту N 24, с оговоркой о вступлении его в силу с момента подписания, в котором уже указаны спорные квартиры, не подтверждает переход права собственности на квартиры в исковой период.
В этой связи, суды пришли к правильному выводу о том, что иск заявлен к надлежащим ответчикам и удовлетворили его в заявленном размере как в части основного долга, так и процентов по ст. 395 ГК РФ, возложив на МО РФ субсидиарную ответственность по обязательствам ФГКУ "ДВТУ ИО".
Мнения заявителя кассационной жалобы - МО РФ о том, что плательщиком стоимости потребленной тепловой энергии выступает ОАО "РЭУ" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р, не может быть признано обоснованным, поскольку доказательств заключения между истцом и ОАО "РЭУ" договора, по условиям которого последнее обязалось бы оплатить стоимость тепловой энергии, поставленной в заявленный период в спорные помещения, материалы дела не содержат.
Доводы ФГКУ "ДВТУ ИО" относительно того, что Постановления Администрации Чугуевского района Приморского края от 19.09.1996 N 909 и от 04.06.1998 N 502 не являются надлежащими доказательствами отнесения спорных квартир к числу служебных, судом округа отклонены.
Как видно из приведенных выше обстоятельств, спорные квартиры приобрели статус служебных в период действия ЖК РСФСР, т.е. до введения с 1 марта 2005 года в действие ЖК РФ.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
С октября 1993 года полномочия исполнительных комитетов районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов переданы администрациям районов, городов (Указ Президента РФ от 09 октября 1993 года N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации").
Тем самым, судебная коллегия находит подтвержденным, что Постановлениями Администрации Чугуевского района Приморского края, изданными до 01.03.2005, обоснованно установлен статус служебного жилья Министерства обороны Российской Федерации военного городка N 41 в с. Чугуевка. Данные акты изданы в соответствии с действующим законодательством на момент их принятия.
Иные доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения судом первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы кассационных жалоб по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, установленным фактическими обстоятельствам, и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения и постановления по безусловным основаниям, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При изложенных обстоятельствах, обжалуемые судебные акты отмене, а кассационные жалобы удовлетворению, не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителей (ст. 110 АПК РФ).
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы МО РФ не рассматривался, поскольку заявитель на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
ФГКУ "ДВТУ ИО" при подаче жалобы предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, поэтому на основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 НК РФ с лица подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.12.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу N А73-10885/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 3 000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.