г. Хабаровск |
|
06 мая 2015 г. |
Дело N А59-3830/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Городская поликлиника N 4 города Южно-Сахалинска" - представитель не явился;
от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области - Игнатьева Е.Н., представитель по доверенности от 28.04.2015 N 18; Архипцева С.В., представитель по доверенности от 28.04.2015 N 19; Кузнецова Д.О., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 3;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области на решение от 13.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу N А59-3830/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Н. Шестопал; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, А.В. Пяткова, Т.А. Солохина
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Городская поликлиника N 4 города Южно-Сахалинска" (ОГРН 1026500538712, ИНН 6501089233, место нахождения: 693023, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 200)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874, место нахождения: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69-а, корпус 2)
о признании недействительным решения
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Городская поликлиника N 4 города Южно-Сахалинска" (далее - учреждение здравоохранения, поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) свои требования, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление, административный орган) от 08.07.2014 N 074/001/98-2014.
Решением суда от 13.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015, требования учреждения здравоохранения удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, административный орган обратился с кассационной жалобой, поддержанной его представителями в судебном заседании, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Управление указывает на то, что ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды РФ, производимые в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 N 110-ЗО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Сахалинской области" (далее - Закон N 110-ЗО) за счет средств бюджета субъекта РФ, в рамках трудовых отношений, на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212) являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку Закон N 110-ЗО не содержит ссылок на законодательство РФ, которым предусмотрена возможность установления такой выплаты, следовательно, данная выплата не производится в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, и не подлежит освобождению от обложения страховыми взносами на основании статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Со ссылкой на пункт 6 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и РФ, и работникам, имеющим государственные награды РФ, утвержденный Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39, административный орган указывает, что выполнение полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по осуществлению ежемесячных денежных выплат физическим лицам производится бюджетным учреждением и автономным учреждением, то есть непосредственно работодателем. По мнению управления, поскольку согласно пункта 8 Порядка основанием для отказа в получении ежемесячных денежных выплат является прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячных денежных выплат с работодателем, постольку осуществление ежемесячных денежных выплат в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением - работодателем.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области.
Поликлиника отзыв на кассационную жалобу не представила; извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в её отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав пояснения представителей управления, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения от 06.05.2014 N 074/001/98-2014 управлением в период с 06.05.2014 по 05.06.2014 проведена выездная проверка учреждения здравоохранения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В ходе проверки установлено, что в 2013 году учреждение здравоохранения производило выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации. Производимые выплаты в соответствии с Законом N 110-ЗО за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках трудовых отношений, на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами. В частности, выплаты производились в пользу 4-х работников. Общая сумма занижения базы за 2013 год составила 576 000 руб. В результате занижения базы для начисления страховых взносов сумма неуплаченных страховых взносов составила 57 600 руб.
По результатам проведенной проверки 05.06.2014 составлен акт N 074/001/98-2014, по рассмотрев который управление вынесло решение 08.07.2014 N 074/001/98-2014 о привлечении учреждения здравоохранения к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 11 520,01 руб. Данным решением учреждению здравоохранения начислены пени по состоянию на 08.07.2014 в размере 3 777,34 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 57 600 руб. Также поликлинике указано на внесение необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением в части, учреждение здравоохранения обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовался положениями Закона N 212-ФЗ, которым регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
11.06.2002 за N 343 принят Закон Сахалинской области "О почетном звании "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области".
Согласно статьи 2 указанного Закона, работникам, которым присвоено почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области", производится ежемесячная денежная выплата в следующих размерах: в организациях, расположенных на территории остальных муниципальных образований - в размере 12 000 руб.
Указанная ежемесячная денежная выплата предоставляется в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
В соответствии с Законом N 110-ЗО и Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации" разработан Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и определены органы, осуществляющие ее выплату в Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат органами, осуществляющими выплату ежемесячных денежных выплат, выступают органы исполнительной власти, которые не являются работодателями получателей выплат, в частности: в отношении работников областных государственных лечебно-профилактических, аптечных учреждений, образовательных учреждений здравоохранения, министерства здравоохранения Сахалинской области, а также работников, замещающих врачебные должности, должности среднего и младшего медицинского персонала в других государственных и муниципальных бюджетных организациях, независимо от их ведомственной принадлежности - министерство здравоохранения Сахалинской области.
Пункт 8 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат предусматривает, что основанием для отказа в выплате ежемесячной денежной выплаты является, в том числе прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячной денежной выплаты с работодателем.
Согласно пункта 6 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат осуществление бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению осуществляется в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 N 505 (далее - Порядок осуществления публичных полномочий).
Настоящий Порядок определяет правила осуществления бюджетным учреждением и автономным учреждением, созданными на базе имущества, находящегося в областной собственности (далее - учреждение), полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (далее - орган исполнительной власти), по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и порядок их финансового обеспечения.
Орган исполнительной власти в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств областного бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с министерством финансов Сахалинской области.
Финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области.
Приказом Министерства здравоохранения Сахалинской области от 23.08.2012 N 27-п утвержден Порядок осуществления государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Сахалинской области полномочий Министерства здравоохранения Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, и подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению. (приложение N 1). Также утвержден Перечень публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме от имени министерства здравоохранения Сахалинской области в 2012 году и на плановый период 2013-2014 годов (приложение N 2).
Согласно пунктам 2 и 3 указанного выше Порядка, исполнение публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Министерству на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Учет операций по исполнению публичных обязательств осуществляется на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытом в установленном порядке Министерству.
В приложении N 2 указанного выше Порядка содержится перечень публичных обязательств перед физическими лицами на 2013 год, к которым относится и ежемесячные денежные выплаты работникам муниципальных и государственных лечебно-профилактических, образовательных учреждений здравоохранения, которым присвоено почетное звание "Заслуженный работник Сахалинской области".
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителем в 2013 производились ежемесячные денежные выплаты четырем своим сотрудникам, имеющим почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области". Общая сумма занижения базы за 2013 год составила 576 000 руб.
Принимая во внимание вышеизложенное, и, оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суды пришли к правомерному выводу о том, что выплаты лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области", производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в заработную плату работников здравоохранения, следовательно, не входят в базовую часть, компенсационную и стимулирующую выплаты; в трудовых договорах с работниками указанное пособие не включено в оплату труда.
Судами также установлено, что в данном случае учреждение здравоохранения не является плательщиком страховых взносов, так как предоставление ежемесячной денежной выплаты в пользу физического лица не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений. Обязательство возникает по выплате ежемесячной денежной выплаты между органом исполнительной власти (Министерством здравоохранения Сахалинской области) и работниками, замещающими врачебные должности, должности среднего и младшего медицинского персонала учреждения.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 5 статьи 2 Закона N 110-ЗО, относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета, при том условии, что данный Закон N 110-ЗО выплаты в рамках трудовых отношений не регламентирует.
Довод о том, что осуществление ежемесячных денежных выплат в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением - работодателем, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и апелляционного суда, получил надлежащую правовую оценку. Отклоняя данный довод, суды правомерно исходили из следующего.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как обоснованно отметили суды, фактически наличие трудовых отношений с заявителем дает только право на получение ежемесячной денежной выплаты работнику, имеющему почетное звание Сахалинской области или награды РФ, а сама выплата не зависит от занимаемой должности, стажа работы, количества отработанных качества выполнения трудовых обязанностей.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что спорные выплаты являются государственными пособиями и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и произведены медицинским учреждением в соответствии с Законом Сахалинской области и за счет средств бюджета Сахалинской области, является обоснованным.
По существу доводы управления в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная правовая оценка судом второй инстанции. Заявитель жалобы предлагает суду кассационной инстанции дать иную оценку доказательств по делу, но при этом не опровергает обоснованность выводов суда, поэтому доводы управления не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права. Отсюда решение и постановление апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу N А59-3830/2014 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.