г. Хабаровск |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А51-6018/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.В. Ширяева
при участии:
от администрации города Владивостока - представитель не явился;
от администрации Приморского края - Кищенкова О.А., представитель по доверенности от 07.07.2014 N 11/4730;
от Департамента градостроительства Приморского края - Добрынин Е.А., директор;
от третьего лица: муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение от 28.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу N А51-6018/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Э.Э. Падин; в суде апелляционной инстанции судьи: К.П. Засорин, Л.А. Мокроусова, С.В. Шевченко
по иску администрации города Владивостока
к администрации Приморского края; Департаменту градостроительства Приморского края
третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока
о взыскании 384 527 099 руб.
Администрация города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-т, 20; далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Приморского края (ОГРН 1022502275168, ИНН 2540138350, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - ответчик) о взыскании за счёт казны Приморского края 384 527 981, 50 руб. (с учетом уточнений) суммы долга по не перечисленным субсидиям на основании Соглашения от 16.04.2012 N 13 "О предоставлении в 2012 году субсидий бюджету муниципального образования Владивостокского городского округа в рамках реализации мероприятий краевой целевой программы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008-2012 годы" (далее - Соглашение N 13).
Определением от 01.04.2014 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент градостроительства Приморского края (ОГРН 1072540011114, ИНН 2540138350, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока (ОГРН 1092536006155, ИНН 2536218524, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20; далее - МКУ "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа").
Решением суда от 28.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе администрация города Владивостока просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, удовлетворить исковые требования о взыскании субсидий в рамках исполнения обязательств по Соглашению N 13.
Полагает, что истец в полном объеме выполнил условия Соглашения N 13, обеспечил финансирование расходных обязательств по организации строительства объектов муниципальной собственности на сумму 8 270 000 руб. (7 930 000 руб. - в 2012 году, 340 000 руб. - в 2013 году) и дософинансирование в 2013 году не может являться основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств. Кроме того, перечисление субсидий ответчиком и осуществление истцом софинансирования должны осуществляться параллельно друг другу, поскольку графиком перечисления субсидий не предусмотрена поочередность исполнения сторонами своих обязательств. Ссылается на неуведомление администрацией Приморского края истца об уменьшении субсидии и на отсутствие дополнительного соглашения о таком уменьшении.
Указывает, что Соглашение N 13 действует в настоящее время и должно исполняться обеими сторонами.
МКУ "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" в отзыве поддерживает доводы кассационной жалобы.
Администрация Приморского края и департамент в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании против изложенных в ней доводов возражают, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просят оставить жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, отзывов на жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Законом Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ утверждена Краевая целевая программа "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008 - 2012 годы" (далее - Краевая целевая программа).
В силу раздела 5 Краевой целевой программы (механизм реализации программы) предоставление предусмотренных программой субсидий осуществляется на основании заключенного соглашения между администрацией Приморского края и администрацией города Владивостока.
Согласно пункту 6 Приложения 1 к Краевой целевой программе (Перечень мероприятий и объемы финансирования программы) одним из мероприятий является: предоставление субсидий бюджету Владивостокского городского округа на строительство объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь". Объем финансирования из краевого бюджета указанного мероприятия составляет 1 483 120 000 руб.
В целях реализации мероприятий Краевой целевой программы 16.04.2012 между администрацией Приморского края и администрацией города Владивостока заключено Соглашение N 13, в соответствии с пунктом 1.1 которого администрация Приморского края обязуется перечислить в 2012 году субсидию на софинансирование расходных обязательств Владивостокского городского округа по организации строительства объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь" в размере 1 483 115 000 руб., администрация города Владивостока обязуется принять указанную субсидию и использовать её по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счёт средств бюджета Владивостокского городского округа в размере не менее 8 270 000 руб., а также обеспечить выполнение условий настоящего соглашения.
Пунктом 2.1 Соглашения N 13 предусмотрено, что субсидии предоставляются при условии принятия муниципальной программы, устанавливающей расходное обязательство Владивостокского городского округа на строительство объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь", муниципального правового акта, предусматривающего средства бюджета Владивостокского городского округа на исполнение указанного обязательства и при условии обеспечения направления администрацией города Владивостока в 2012 году за счет средств бюджета Владивостокского городского округа на финансирование работ по объектам муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь" не менее 8 270 000 руб.
Администрация города Владивостока обязуется предоставить в администрацию Приморского края копии муниципального правового акта, определяющего расходное обязательство администрации города Владивостока на софинансирование которого предоставляются субсидии; выписку из местного бюджета, предусматривающего расходы на исполнение указанных обязательств (пункт 3.2.1. Соглашения N 13)
В 2012 году в бюджет Владивостокского городского округа согласно представленным платежным поручениям были перечислены субсидии в размере 1 176 419 140, остаток субсидий в сумме 306 695 860 руб. в бюджет муниципального образования не поступал.
Отказ администрации Приморского края перечислить субсидии в размере 384 527 981, 50 руб. в соответствии с Соглашением N 13, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования по правилам главы 7 АПК РФ имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно отказал в удовлетворении заявленные требования, что подтвердил суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными исходя из следующего.
Статья 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий местным бюджетам, а частью 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями упомянутого Кодекса (часть 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 31 Закона Приморского края от 02.08.2005 N 271-КЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях а Приморском крае" (далее - Закон Приморского края N 271-КЗ) межбюджетные трансферты из краевого бюджета местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 5 статьи 31 Закона Приморского края N 271-КЗ определено, что при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1, статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовый орган Приморского края вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Пунктом 4.1 Соглашения N 13 предусмотрено, что размер субсидии, установленный настоящим Соглашением, может быть уменьшен по представлению администрации Приморского края в случае нарушения администрацией города Владивостока условий настоящего Соглашения, влекущих прекращение перечисления субсидии в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Соглашения.
В силу пункта 4.2 указанного Соглашения несоблюдение условий софинансирования является одним из оснований приостановления или прекращения перечисления субсидии (остатка субсидии).
Невыполнение администрацией города Владивостока условий настоящего Соглашения может являться основанием для сокращения размера либо не предоставления субсидий в установленном порядке в 2012 году (пункт 5.2 Соглашения N 13).
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что в приложении N 1 к Соглашению N 13 стороны согласовали график распределения субсидий на 2012 год краевой целевой программы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008-2012 годы по объектам муниципальной собственности Владивостокского городского округа.
Вместе с тем, администрацией города Владивостока в нарушение условий софинансирования, предусмотренных пунктами 1.1, 2.1 Соглашения N 13 и приложения N 1 к нему, в 2012 году за счёт средств бюджета Владивостокского городского округа на финансирование работ по объектам муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь" направлено 7 930 000 руб. (по платежному поручению N 229 от 16.04.2012 2 000 000 руб.; по платежному поручению N 244 от 24.04.2012 2 720 000 руб.; по платежному поручению N 251 от 25.04.2012 1 840 000 руб.; по платежному поручению N 909 от 09.11.2012 1 370 000 руб.). То есть во втором квартале 2012 года администрацией города Владивостока перечислено только 6 560 000 руб. (вместо предусмотренных 8 270 000 руб.), а муниципальный правовой акт N 6-МПА "О внесении изменений в муниципальный правовой акт города Владивостока от 30.11.2011 N 337-МПА "О бюджете Владивостокского городского округа на 2012 год" принят 12.12.2012.
При таких обстоятельствах суды, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, исходя из фактических обстоятельств дела, и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о наличии у администрации Приморского края оснований для уменьшения, приостановления или прекращения перечисления субсидии, в том числе не предоставления субсидии в установленном порядке в 2012 году.
Кроме того, как правомерно указано судом апелляционной инстанции, из краевого бюджета предоставлена большая часть предусмотренных Соглашением N 13 субсидий, но даже они не были освоены истцом в полном объеме и их неосвоенная часть в конце 2012 года возвращена в краевой бюджет.
Доводы кассационной жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, фактически направлены на переоценку установленных и исследованных арбитражным судом обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу N А51-6018/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.