г. Хабаровск |
|
15 мая 2015 г. |
А59-3700/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
при участии:
от администрации муниципального образования "Анивский городской округ":
- Лупанова Н.Н., представитель по доверенности N 01-04 от 12.01.2015
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главы фермерского хозяйства Орлова Артема Николаевича
на решение от 21.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015
по делу N А59-3700/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Н. Шестопал, в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк
по иску главы фермерского хозяйства Орлова Артема Николаевича
к администрации муниципального образования "Анивский городской округ"
о признании незаконным решения
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Орлов Артем Николаевич (ОГРНИП 313650109900098, ИНН 650702386219; далее - глава КФХ, Орлов А.Н.) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к администрации муниципального образования "Анивский городской округ" (ОГРН 1036500602093, ИНН 6510003232, адрес (место нахождения): 694030, Сахалинская область, г. Анива, ул. Калинина, 57; далее - администрация) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 29.07.2014 N 05-409/14, об отказе в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000028:456 общей площадью 30 022 кв.м, местоположение: Сахалинская область, р-н Анивский, 19 км автодороги "Южно-Сахалинск - Корсаков", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для организации крестьянского (фермерского) хозяйства", о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка, и об обязании администрации принять решение и предоставить спорный земельный участок в аренду заявителю.
Решением от 19.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе глава КФХ, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить вынесенные судебные акты. По его мнению, поскольку границы спорного земельного участка, поставленного на кадастровый учет, полностью совпадают с границами, отображенными на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, то оснований для отказа в его предоставлении у администрации не было. Также приводит доводы о том, что поскольку при формировании земельного участка администрацией указывается лишь ориентировочная площадь, она может быть самостоятельно увеличена заинтересованным лицом при выполнении межевания и последующей постановке земельного участка на кадастровый учет.
В отзыве на кассационную жалобу администрация приводит свои возражения против ее доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель администрации поддержал позицию, отраженную в отзыве на жалобу, просил оставить ее без удовлетворения. Глава КФХ, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.04.2013 Орлов А.Н. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка общей площадью 10 га в районе с. Мицулевка для создания фермерского хозяйства.
Письмом от 06.05.2013 N 03-199/13 заявителю было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на корректировку генерального плана с. Мицулевка.
Указанный отказ обжалован заявителем в судебном порядке и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Сахалинской области от 07.11.2013 по делу N А59-2165/2013 признан незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал администрацию рассмотреть заявление предпринимателя от 11.04.2013 и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в районе с. Мицулевка Анивского городского округа Сахалинской области.
28.02.2014 Орлов А.Н. обратился в администрацию с заявлением о выдаче схемы расположения испрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Постановлением администрации от 28.04.2014 N 565-па предпринимателю в кадастровом квартале 65:05:0000028 сформирован земельный участок ориентировочной площадью 3 000 кв.м, местоположение: Сахалинская область, р-н Анивский, 19 км автодороги "Южно-Сахалинск - Корсаков", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для организации крестьянского (фермерского) хозяйства" и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
На основании указанного постановления заявителем проведены межевые работы, по результатам которых для организации крестьянского (фермерского) хозяйства заявителя 11.07.2014 на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 30 022 кв.м с кадастровым номером 65:05:0000028:456.
15.07.2014 Орлов А.Н. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 30 022 кв.м с кадастровым номером 65:05:0000028:456, к которому был приложен кадастровый паспорт.
Письмом от 29.07.2014 N 05-409/14 администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка, указав на необходимость проведения межевания земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения ориентировочной площадью 3000 кв.м.
Посчитав данный отказ нарушающим его права и законные интересы, Глава КФХ обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности установлен статьей 12 Федерального закона от 11.07.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ).
В соответствие с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Частью 10 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Таким образом, определение размеров и местоположения границ предоставляемого земельного участка осуществляется органом местного самоуправления с учетом указанных заявителем характеристик.
Судами установлено, что заявителем сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 30 022 кв.м, в то время как в соответствии с постановлением администрации от 28.04.2014 N 565-па утверждена схема расположения участка примерной площадью 3 000 кв.м.
Установив, что сформированный заявителем земельный участок превышает согласованную администрацией площадь в 10 раз, суды пришли к верному выводу о правомерности действий администрации по отказу в предоставлении такого земельного участка.
Доводы жалобы о том, что поскольку в оспариваемом постановлении указана лишь ориентировочная площадь, которая подлежит корректировке при проведении кадастровых работ, подлежат отклонению, так как ориентировочный размера земельного участка может быть скорректирован с учетом результатов межевания, однако такая корректировка должна находиться в пределах разумной погрешности, но не может влечь увеличение площади в десять раз. При этом совпадение контуров земельного участка на схеме и в кадастровом паспорте при таком расхождении в размерах не свидетельствует о правильности формирования земельного участка.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм материального права и положений процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А59-3700/2014 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.