г. Хабаровск |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А51-32477/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2015 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 января 2016 г. N 303-ЭС15-12721 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Л.К. Кургузовой, С.А. Логвиненко
при участии:
от администрации города Владивостока: Силин А.В., представитель по доверенности от 22.12.2014 N 1-3/4344;
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Пузанова И.В., представитель по доверенности от 05.11.2014 N 20-17-30/51;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 26.01.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А51-32477/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Э.Э. Падин; в суде апелляционной инстанции судьи: Н.А. Скрипка, А.В. Ветошкевич, С.М. Синицына
по иску администрации города Владивостока
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании убытков в размере 25 403 132 руб.
Администрация города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1; далее - Минфин России) о взыскании за счет средств казны убытков в размере 25 403 132 руб., возникших в связи с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма.
Решением суда от 26.01.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме
В кассационной жалобе Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда отменить. По мнению заявителя кассационной жалобы, Российская Федерация исполнила взятые на себя обязательства в полном объеме, недостаточность выделенных из федерального бюджета денежных средств на указанные цели документально не подтверждена, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований за счет казны Российской Федерации не имелось. Полает, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Владивостока от 12.08.2013 на администрацию возложена обязанность предоставить Цыбулькиной Г.А., Цыбулькину А.А., Цыбулькину Р.А., Цыбулькину В.Г., Касницкому А.А. во внеочередном порядке жилое помещение в черте города Владивостока общей площадью не менее 90 кв. м по договору социального найма.
Во исполнение указанного решения постановлением администрации от 06.12.2013 N 3503 Цыбулькина Г.А. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением от 27.12.2013 N 3815 администрация предоставила Цыбулькиной Г.А. квартиру N 50 по улице Глинки, 23 в городе Владивостоке, общей площадью 51,7 кв. м, на состав семьи - пять человек. 31.12.2013 N 2219 заключен договор социального найма жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока от 26.03.2013 удовлетворены требования Пушкаревой Н.К., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Пушкаревой Ирины Васильевны, к администрации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом права несовершеннолетнего ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
Постановлением от 27.12.2013 N 3821 администрация предоставила Пушкаревой Н.К. квартиру N 32 по улице Глинки, 23 в городе Владивостоке, общей площадью 52,6 кв. м, на состав семьи - четыре человека. 31.12.2013 N 2211 заключен договор социального найма жилого помещения.
Постановлением администрации от 24.04.2013 N 1173 Гетманская А.Ю. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением от 26.12.2013 N 3807 администрация предоставила Гетманской А.Ю. квартиру N 52 по улице Глинки, 23 в городе Владивостоке, общей площадью 35,9 кв. м, на состав семьи - один человек. 31.12.2013 N 2253 заключен договор социального найма жилого помещения.
Постановлением администрации от 02.04.2013 N 878 Белявцева Н.А. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением от 27.12.2013 N 3818 администрация предоставила Белявцевой Н.А. квартиру N 55 по улице Глинки, 23 в городе Владивостоке, общей площадью 52,7 кв. м, на состав семьи - два человека. 31.12.2013 N 2240 заключен договор социального найма жилого помещения.
Постановлением администрации от 25.09.2013 N 2777 Кемалова А.Р. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением от 31.12.2013 N 3870 администрация предоставила Кемаловой А.Р. квартиру N 19 по улице Глинки, 23 в городе Владивостоке, общей площадью 35,9 кв. м, на состав семьи - один человек. 31.12.2013 N 2223 заключен договор социального найма жилого помещения.
Постановлением администрации от 22.10.2013 N 3739 Кемалов Т.Р. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением от 27.12.2013 N 3823 администрация предоставила Кемалову Т.Р.. квартиру N 6 по улице Глинки, 23 в городе Владивостоке, общей площадью 70,5 кв. м, на состав семьи - два человека. 31.12.2013 N 2224 заключен договор социального найма жилого помещения.
Постановлением администрации от 06.08.2013 N 2272 Медведева О.А. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением от 31.12.2013 N 3866 администрация предоставила Медведевой О.А.. квартиру N 51 по улице Глинки, 23 в городе Владивостоке, общей площадью 35,9 кв. м, на состав семьи - один человек. 31.12.2013 N 2222 заключен договор социального найма жилого помещения.
В соответствии с данными Федеральной службы Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2013 года на вторичном рынке жилья в городе Владивостоке составляла 75 785 руб.
Таким образом, стоимость жилого помещения, предоставленного Цыбулькиной Г.А., составляет 3 918 084, 50 руб.; Пушкарёвой Н.К. - 3 986 291 руб.; Гетманской А.Ю. - 2 720 681, 50 руб.; Белявцевой Н.А. - 3 993 869,50 руб.; Кемаловой А.Р. - 2 720 681, 50 руб.; Кемалову Т.Р. - 5 342 842,50 руб.; Медведевой О.А. - 2 720 681, 50 руб.
Полагая, что расходы, понесенные в связи с предоставлением жилых помещений, подлежат возмещению за счёт средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Как верно указано судами, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
При таких обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства в данном споре относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные администрацией требования, суды, с учетом положений статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правомерно исходили из того, что для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков должны быть доказаны: факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, судебные инстанции установили, что администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений инвалидам и членам их семей, однако доказательств того, что ответчиком в рассматриваемый период были выделены финансовые средства субъекту Российской Федерации - Приморскому краю или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, Минфином России не представлено.
На основании изложенного, довод кассационной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения Российской Федерацией обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, а также размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, является несостоятельным.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин России (пункт 3 статьи 125 ГК РФ), и правомерно взыскали за счет казны Российской Федерации убытки в заявленном размере.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии Минфина России с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А51-32477/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные администрацией требования, суды, с учетом положений статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правомерно исходили из того, что для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков должны быть доказаны: факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
...
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин России (пункт 3 статьи 125 ГК РФ), и правомерно взыскали за счет казны Российской Федерации убытки в заявленном размере."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июля 2015 г. N Ф03-2591/15 по делу N А51-32477/2014
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2591/15
09.07.2015 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1739/15
31.03.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1739/15
26.01.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-32477/14