г. Хабаровск |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А04-8343/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.В. Солодилова
Судей: Е.Н. Захаренко, Г.А. Камалиевой
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия города Благовещенска "Троллейбусное управление" на решение от 12.02.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу N А04-8343/2014 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Башарина С.В., в суде апелляционной инстанции судьи: Ротарь С.Б., Козлова Т.Д., Шевц А.В.
по иску открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
к муниципальному предприятию города Благовещенска "Троллейбусное управление"
о взыскании 211 680 руб. 73 коп.
Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Амурская, 296; далее - ОАО "АКС", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному предприятию города Благовещенска "Троллейбусное управление" (ОГРН 1022800533161, ИНН 28010046050, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Тенистая, 103; далее - МП "Троллейбусное управление", ответчик) о взыскании 211 680, 73 руб., из которых: задолженность за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации за период с 11.01.2012 по 10.08.2014 в сумме 209 584,88 руб., пеня за период с 01.01.2012 по 10.08.2014 в сумме 2095,85 руб.
Решением суда от 12.02.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с судебными актами, МП "Троллейбусное управление" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области. В обоснование жалобы ссылается на то, что при рассмотрении дела судами обеих инстанций неполно и не всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства дела, ненадлежащим образом исследованы доказательства и неправильно применены нормы материального права.
Указывает, что спор между сторонами возник по поводу сброса со сточными водами в городскую канализацию с превышением норматива допустимого сброса (НДС) азота аммонийного (Аммония). 01.01.2006 сторонами заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод N 195. В приложении N 5 к договору установлены лимиты временно согласованных нормативов сброса ингредиентов загрязняющих веществ разрешенных к сбросу в городскую канализацию, в перечень которого включен ингредиент загрязняющего вещества аммоний, лимит которого составляет 37 мг/л. Однако, ОАО "АКС" при отобрании проб исходило не из условий договоров, а из норматива допустимых сбросов вещества аммоний, который установлен в одностороннем порядке и составляет 3,6 мг/дм. куб.м.
Указывает также на применение истцом при расчете нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в систему канализации для абонента (ответчика), "Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", утвержденных Приказом Госстроя России N 75 от 06.04.2001, которые решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.03.2013 NВАС-1059/13 признаны недействующими.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АКС" опровергает приведенные ответчиком доводы, просит решение суда и постановление суда апелляционной оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "АКС" (Энергоснабжающая организация) и МП Троллейбусное управление (Абонент) 01.01.2006 заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод N 195 (для бюджетных потребителей) по условиям которого поставщик услуг обязался подавать Абоненту воду и принимать от абонента отводимые сточные воды, а абонент оплачивать их в объеме, сроки и на условиях данного договора.
В соответствии с положениями пунктов 3.1.1, 3.1.2 договора на Абонента возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно - технических документов, Правил и условиями настоящего Договора, а также содержать в исправном состоянии системы и средства водоснабжения и водоотведения, используемые приборы учета, соблюдать лимиты/объемы (количество) забора питьевой воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в п. 63 правил.
Пунктом 2.2.1 Договора предусмотрено право Энергоснабжающей организации беспрепятственного доступа в любое время суток к сетям, оборудованию и приборам учета Абонента, независимо от его формы собственности и ведомственной принадлежности, в том числе с целью отбора проб для проверки качества воды и состава сточных вод.
В этой связи Абонент обязался обеспечить беспрепятственный доступ представителей Энергоснабжающей организации к узлам учета водопотребления и приема сточных вод Абонента, к контрольным канализационным колодцам с целью отбора проб для осуществления контрольных функций (пункт 3.1.20 Договора).
В Приложении N 5 к Договору установлено, что сточные воды, сбрасываемые Абонентом в горканализацию, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные Абоненту нормы допустимых концентраций (ДК). При этом Абонент обязан на период достижения норм ДК соблюдать лимит временно согласованного сброса (ВСС мг/л) загрязняющих веществ в сточных водах при сбросе в горколлектор. Применительно к аммонию установлен лимит ВСС 37 мг/л.
Расчеты абонента с Энергоснабжающей организацией по настоящему договору за превышение нормативов потребления и водоотведения по объему и по качеству загрязняющих веществ в сточных водах производится на основании платежного требования, выставляемого Энергоснабжающей организацией на расчетный счет Абонента в безакцептном порядке (пункт 6.10 Договора).
Исполняя вышеназванные условия договора, при участии уполномоченного представителя Абонента и в согласованных сторонами точках отбора проб лабораторией Энергоснабжающей организации взяты пробы сточных вод и составлены акты.
Лабораторией Энергоснабжающей организации в точке отбора - выпуск сточных вод в горколлектор, взяты пробы сточных вод, о чем составлены акты: N 260 от 23.10.2012, N 86 от 03.04.2013, N 267 от 09.10.2013, 19 от 28.01.2014, N 101 от 15.04.2014.
В результате исследования отобранных проб в сточных водах выявлено содержание азота аммонийного, которое превышает нормативно допустимый сброс, о чем составлены проколы: N 260 от 30.10.2012, N 86 от 09.04.2013, N 189 от 30.07.2013, N 267 от 15.10.2013, N 19 от 05.02.2014, N 101 от 22.04.2014 на общую сумму 209 584,88 рубля.
На основании данных актов и протоколов исследования истцом произведен расчет платы за превышение норм сброса в систему городской канализации и выставлены Абоненту соответствующие счета-фактуры.
Поскольку Абонентом в добровольном порядке плата за превышение нормативов сброса не внесена, Энергоснабжающая организация 22.09.2014 направила в адрес Абонента претензию с требованием об оплате образовавшейся задолженности - 209 584,88 рубля, а также пени в размере 2095,85 рубля в течение десяти дней с момента получения претензии.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Правоотношения сторон в спорный период в части, касающейся соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167),
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В силу пункта 65 названных Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
Согласно пунктам 69, 70 Правил N 167 оплата абонентом сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
На территории Амурской области такой порядок установлен Постановлением Главы администрации Амурской области N 248 от 25.04.1996 "Об утверждении Порядка взимания с предприятий и организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов", пунктом 5 которого определен размер платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации:
- при превышении установленного лимита водоотведения - в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубометр сверхнормативного сброса сточных вод за установленный срок взаиморасчетов;
- при превышении допустимой концентрации по одному ингредиенту - в двухкратном размере действующего тарифа;
- при большем числе ингредиентов - с кратностью (п-1), где п - количество ингредиентов, при этом кратность увеличения тарифа ограничивается десятью.
Пункт 3, 4 названного Порядка определяет, что качественные и количественные нормативы для сточных вод, принимаемых от абонента, устанавливаются предприятиями водопроводно-коммунального хозяйства в соответствии с действующими в Российской Федерации Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, исходя из утвержденного предприятию ВКХ органами охраны природы предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водный объект и технических возможностей системы канализации населенного пункта.
Расчеты с абонентами за услуги по отведению сточных вод и загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов производятся предприятием ВКХ в соответствии с Правилами и согласно заключенным договорам по действующим тарифам.
Из пункта 61 Правил N 167 следует, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. При этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
Пунктом 71 Правил N 167 установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела установлено, что Администрация г. Благовещенска неоднократно оставляла без удовлетворения просьбы ОАО "АКС" об утверждении Правил приема сточных вод в систему канализации, в которых содержались нормативы допустимых сбросов, рассчитанные для абонентов, мотивируя такие отказы отсутствием соответствующих полномочий.
Росприроднадзор по Амурской области и природоохранная прокуратура также указали на отсутствие полномочий по согласованию нормативов допустимых сбросов в систему городской канализации.
Руководствуясь совокупностью вышеизложенных правовых норм, Энергоснабжающая организация произвела расчет нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему городской канализации г. Благовещенска и направила его на согласование в Федеральное агентство водных ресурсов - Амурское бассейновое водное управление по Амурской области, которое согласовало Приложение N 4, согласно которому норматив для абонента по аммонию составляет 3,6 мг/дм.
Разрешая спор, суды, оценив доказательства по делу с соблюдением норм статьи 71 АПК РФ, обоснованно признали подтвержденным факт превышения ПДК в сточных водах ответчика и на этом основании удовлетворили иск.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что
в Приложении N 5 к договору стороны согласовали лишь временный лимит сброса загрязняющих веществ в сточных водах на период достижения норм допустимых концентраций.
Статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации определено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ).
Согласно положениям пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" указанные нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта (пункты 2, 12 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333).
Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.
Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
Величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин нормативов допустимых сбросов осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.
Методикой также предусмотрено, что величины нормативов допустимых сбросов определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Предельно допустимые нормы сбросов утверждаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 469.
Так в 2009 году для ОАО "Амурские коммунальные системы" разработан "Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в р. Амур" от городских очистных сооружений. Проект нормативов допустимых сбросов для ОАО "АКС" прошел согласование в Амурском территориальном управлении Росрыболовства, ГУ "Амурский ЦГМС", Отделе водных ресурсов Амурского БВУ, Управлении Росприроднадзора по Амурской области (ранее Управление Ростехнадзора) в связи с чем выданы Разрешения на сброс загрязняющих веществ (от 23.08.2010 N 7 04А/10 - л. д. 104, томN2, от 16.03.2011 N4 л. д. 106, том N2, одним из показателей которого является азот аммонистый).
Довод заявителя кассационной жалобы о применение истцом при расчете нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в систему канализации для абонента (ответчика), "Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", утвержденных Приказом Госстроя России N 75 от 06.04.2001, которые решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.03.2013 NВАС-1059/13 признаны недействующими, правомерно отклонен судами, поскольку само по себе не опровергает действий организации водопроводно-коммунального хозяйства, поскольку указанное решение суда высшей инстанции принято после согласования Амурским бассейновым водным управлением по Амурской области расчета нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему городской канализации г. Благовещенска.
Установив, что ответчик своевременно не уплатил долг по внесению платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ, пунктом 10 Порядка взимания с предприятий и организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов, утвержденного Постановлением Главы Администрации Амурской области N 248 от 25.04.1996, суды признали правомерным требование о взыскании 2095,85 руб. неустойки.
На основании изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности заявленных истцом требований сделан на основе всестороннего и полного исследования доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ с правильным применением норм права, регулирующих данные правоотношения.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения арбитражных судов обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, фактически не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятого по делу судебного акта в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу N А04-8343/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.В. Солодилов |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.