г. Хабаровск |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А16-1670/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.В. Солодилова
Судей: Е.Н. Захаренко, Г.А. Камалиевой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Единые Коммунальные Системы": Латыпов К.Е., директор
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единые Коммунальные Системы" на решение от 02.03.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А16-1670/2014 Арбитражного суда Еврейской автономной области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Янина С.В.; в суде апелляционной инстанции судьи: Иноземцев И.В., Волкова М.О., Дроздова В.Г.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Единые Коммунальные Системы"
к открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания"
о признании договора недействительным в части
Общество с ограниченной ответственностью "Единые Коммунальные Системы" (ОГРН 1087907000246, ИНН 7903527016, место нахождения: 679150, Еврейская автономная область, Смидовичский район, п. Смидович, пер. Партизанский, 1-9; далее - ООО "ЕКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Тигровая, 19; далее - ОАО "ДЭК", ответчик) о признании недействительными пунктов 1, 2, 5, 6, 8 - 16, 24, 26 - 29 Приложения N 14 к договору энергоснабжения N 1123с от 25.09.2013 в части установления площади общедомового имущества.
Решением от 02.03.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебными актами, ООО "ЕКС" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что при рассмотрении дела судами обеих инстанций неполно и не всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства дела, ненадлежащим образом исследованы доказательства и неправильно применены нормы материального права.
Заявитель жалобы указывает на отнесение подвалов, чердаков в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к общему имуществу и именно собственники помещений в МКД должны нести бремя расходов на содержание общего имущества. Указывает об оснащенности подвалов электрическим освещением.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик опровергает приведенные истцом доводы, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Ответчик извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов и установлено судами, 25.09.2013 между ОАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и ООО "ЕКС" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 1123с, в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик принял обязательства осуществлять продажу электрической энергии (мощности), через привлеченных третьих лиц (далее - сетевая организация) оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее - потребители) коммунальной услуги электроснабжения, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а покупатель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении покупателя, указан в приложении N 1 к договору.
Расчет объемов, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг приведен в Приложении N 14 к договору, в котором в отношении каждого многоквартирного дома (29 жилых домов) указана площадь общедомового имущества, в том числе: ул. Кирова, 5 - 276,70 кв.м; ул. Кирова, 7 - 276 кв.м, ул. Октябрьская, 17а - 92,2 кв.м; ул. Октябрьская, 19 - 58,30 кв.м; ул. Октябрьская, 23 - 53 кв.м.; ул. Октябрьская, 25 - 76,3 кв.м; ул. Октябрьская, д. 27 - 58 кв.м; ул. Октябрьская, 27а - 60,60 кв.м; ул. Октябрьская, 29 - 90,8 кв.м; ул. Октябрьская, 31-45,90 кв.м.; ул. Октябрьская, 32 - 62,1 кв.м; ул. Октябрьская, 41- 58,3 кв.м; ул. Октябрьская, 43 - 59 кв.м; ул. Советская, 76 - 55,2 кв.м; ул. 30 лет Победы, 11 - 271, 3 кв.м; 30 лет Победы, 12 - 272,4 кв.м; 30 лет Победы, 58 - 132 кв.м;30 лет Победы, 60 - 132,1 кв.м.
Ссылаясь на то, что площадь общего имущества многоквартирных домов, определенная в приложении N 14 к договору не включает в себя площадь подвалов указанных домов, ООО "ЕКС" направило в адрес ОАО "ДЭК" для подписание приложение N 14 в новой редакции (с учетом площади подвалов), а также копии технических паспортов (письма от 17.04.2014, исх. N 107, 18.04.2014 исх. 114, 20.06.2014 исх. 172, 29.07.2014 исх. 207), которое ответчиком подписано не было, что явилось основанием для обращения ООО "ЕКС" в арбитражный суд с настоящим иском.
По общему правилу, закрепленному в пункте 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306).
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Под нормативом потребления коммунальной услуги понимается определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета; нормативом потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
В соответствии с указанными нормами Приказом управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО от 03.10.2012 N 40 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета" установлен норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) - 2,77 кВт.ч/кв. м.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области в письме от 30.06.2014 N 1069/ даны разъяснения, что при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды применялась общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных и т.д.), площади чердаков и подвалов в расчете не учтены.
Указанные нормативы установленном порядке не отменены и являются действующими.
Согласно части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми ею заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) и зависит от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим же Правилам.
В соответствии с пунктом 17 Приложения N 3 "Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме" к Правилам N 354, приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле с учетом норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При этом, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Таким образом, для расчета объёмов, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг, площади общего имущества определяется без учета площади подвалов.
Ссылка истца на пункт 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ не принимается, поскольку договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным не только законом, но и иными специальным правовыми актами (императивным нормам), к которым отнесены Правила N 354 и N 306 (часть 1 статьи 422 ГК РФ).
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные положения, определяющие состав общего имущества в многоквартирном доме, содержатся в подпункте "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В то же время в силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положениями статьи 36 ЖК РФ определен круг объектов, принадлежащих собственникам жилых помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, при этом при определении размера оплаты коммунальных платежей положения указанной статьи не могут быть приняты во внимание, поскольку при расчете нормативов потребления коммунальных услуг применяется специальное регулирование для определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды", в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальных услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. При этом согласно пункту 36 Правил предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
На основании изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций о необоснованности заявленных истцом требований сделан на основе всестороннего и полного исследования доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ с правильным применением норм права, регулирующих данные правоотношения.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения арбитражных судов обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, фактически не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятого по делу судебного акта в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.03.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А16-1670/2014 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.В. Солодилов |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.