г. Хабаровск |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А51-2387/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Е.П. Филимоновой, И.В. Ширяева
от публичного акционерного общества "Находкинская база активного морского рыболовства" - Стоговой Е.А., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 04; Стрельцовой М.В., представитель по доверенности от 19.09.2014 N 75;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю - Петровой А.А., представитель по доверенности от 22.06.2015 N 07-07/04177; Шеминой О.Н., представитель по доверенности от 19.01.2015 N 07-07/00198;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 07.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А51-2387/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.К. Бойко;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, А.В. Пяткова, В.В. Рубанова
по заявлению открытого акционерного общества "Находкинская база активного морского рыболовства" (ОГРН 1022500703851, ИНН 2508007948, место нахождения: 692911, Приморский край, г. Находка, ул. Макарова, 5)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (ОГРН 1042504383261, ИНН 2540088123, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 28,А)
о признании недействительными и незаконными решений, требования
открытое акционерное общество "Находкинская база активного морского рыболовства" (далее - общество, заявитель, ОАО "НБАМР") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю) о признании недействительными и отмене решений от 21.11.2014 N 555 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; от 21.11.2014 N 16 об отмене решения от 23.06.2014 N 79 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, в заявительном порядке; от 21.11.2014 N 28 об отмене решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке; о признании незаконным требования от 28.11.2014 N 1025 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм НДС в размере 44 015 919 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.04.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015, заявление общества удовлетворено: решение налогового органа от 21.11.2014 N 555 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решение от 21.11.2014 N 16 об отмене решения от 23.06.2014 N 79 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке; решение от 21.11.2014 N 28 об отмене решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению, требование инспекции от 28.11.2014 N 1025 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм НДС в размере 44 015 919 руб. 80 коп. признаны недействительными и незаконными.
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
Доводы жалобы инспекция обосновывает положениями статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и указывает на то, что данными нормами установлены ограничения по применению сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в силу которых в качестве вычетов допускается использование сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком только при помещении ввезенных товаров под таможенные процедуры: выпуск для внутреннего потребления, временного ввоза, переработки вне таможенной территории. Поскольку при вывозе с территории Российской Федерации и обратном ввозе суда РТМ "Кремень", РТМ "Климово", РТМ "Доломит", БМРТ "Капитан Фалеев", БМРТ "Астроном", БМРТ "Ардатов" не помещались под указанные таможенные процедуры, оснований для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных при их ввозе, по мнению инспекции, у общества не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу публичное акционерное общество "НБАМР" (09.06.2015 в учредительные документы заявителя внесены изменения в связи с их приведением в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации) просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представители МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю в заседании суда кассационной инстанции доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, представители налогоплательщика возражали против её удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что ОАО "НБАМР" 11.06.2014 представило в инспекцию уточненную (корректировка N 2) налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2013 года, в которой заявило право на возмещение налога из бюджета в сумме 41 473 690 руб., приложив документы, подтверждающие применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, а также заявление от 11.06.2014 о применении заявительного порядка возмещения НДС.
23.06.2014 инспекцией вынесено решение N 79 о возмещении НДС в указанном размере с учетом решения от 12.02.2014 N 70 о возмещении НДС в размере 36 912 581 руб., принятого по результатам рассмотрения заявления налогоплательщика от 05.02.2014 в рамках камеральной проверки уточненной декларации (корректировка N1) и, соответственно, решения от 23.06.2014 N1891 и от 12.02.2014 N1868 о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке, на общую сумму 41 473 690 руб.
По результатам камеральной проверки представленной декларации инспекция пришла к выводу о необоснованном применении обществом налоговых вычетов по НДС, уплаченного таможенным органам при обратном ввозе судов РТМ "Кремень", РТМ "Климово", РТМ "Доломит", БМРТ "Капитан Фалеев", БМРТ "Астроном" и БМРТ "Ардатов" на таможенную территорию Российской Федерации в сумме 39 173 689 руб.
Налоговым органом установлено, что через таможенный пост Морской порт Находка налогоплательщиком осуществлен временный вывоз с таможенной территории Российской Федерации указанных транспортных средств международной перевозки, декларирование которых произведено путем предоставления таможенному органу стандартных документов перевозчика с указанием цели выхода - промысел биоресурсов. После осуществления промысловых рейсов в отношении судов проведены ремонты.
В период с декабря 2012 года по июль 2013 года обществом осуществлен обратный ввоз судов на таможенную территорию таможенного союза. Заявителем в Находкинский таможенный пост и Петропавловск-Камчатский таможенный пост были поданы ИМО генеральные (общие) декларации, на основании таможенных приходных ордеров оплачены таможенные сборы за совершение таможенных операций, ввозные таможенные пошлины, НДС за проведённые ремонтные работы.
Поскольку документы, подтверждающие помещение судов при ввозе под таможенные процедуры переработки вне таможенной территории, выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза, а именно таможенные декларации заявителем представлены не были, налоговый орган пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика оснований для применения вычетов по НДС в сумме 39 173 689 руб.
По итогам камеральной проверки инспекцией вынесены: решение от 21.11.2014 N 555 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 21.11.2014 N 16 об отмене решения от 23.06.2014 N 79 о возмещении суммы НДС заявленной к возмещению, в заявительном порядке; от 21.11.2014 N 28 об отмене решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке, а также выставлено требование от 28.11.2014 N 1025 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм НДС.
Кроме того, решением от 21.11.2014 N 555 обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС за 4 квартал 2013 года в размере 39 173 689 руб.; уплатить начисленные проценты за пользование бюджетными средствами в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в период пользования бюджетными средствами, в сумме 4 842 230 руб. 80 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 05.02.2015 N 13-09/02605 решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю от 21.11.2014 N 555 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "НБАМР" без удовлетворения.
Ссылаясь на незаконность решений и требования налогового органа, их несоответствие налоговому законодательству и нарушение права и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "НБАМР" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, апелляционная инстанция, поддерживая выводы суда первой инстанции, пришли к выводу о соблюдении обществом условий применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренных статьями 171, 172 НК РФ, поскольку продукты переработки транспортного средства международной перевозки помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при прибытии судов на таможенную территорию Таможенного союза, факт уплаты НДС в составе таможенных платежей подтвержден, продукт переработки (ремонт) принят к учету. Установив данные обстоятельства и принимая во внимание, что источник возмещения НДС в бюджете сформирован, суды признали отказ налогового органа в применении налоговых вычетов формальным и нарушающим принцип экономической обоснованности налогообложения, закрепленный в пункте 3 статьи 3 НК РФ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм налогового и таможенного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 24 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 НК РФ).
Следовательно, налоговый вычет по НДС применяется в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (статья 209 ТК ТС), временного ввоза (статья 227 ТК ТС) и переработки вне таможенной территории (статья 252 ТК ТС). Кроме того, воспользоваться вычетом возможно в случае, если ввоз товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, осуществляется без таможенного оформления.
Порядок применения вычетов по НДС определен статьей 172 НК РФ, из которого следует, что вычет по НДС, уплаченному при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, применяется при выполнении следующих условий: товары приобретены для использования в налогооблагаемой деятельности; товары приняты на учет; налогоплательщиком документально подтвержден факт уплаты налога таможенному органу.
Проверяя соблюдение ОАО "НБАМР" условий применения налогового вычета по НДС, суды установили, что товары (продукты переработки) были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что подтверждается принятием таможенными органами ИМО генеральных (общих) деклараций, фактом выпуска таможней транспортных средств, письмом Находкинской таможни от 19.03.2015 N 09-18/11856. Товары приобретены для использования в налогооблагаемой деятельности, приняты на учет, НДС при ввозе товаров оплачен таможенным органам на основании приходных таможенных ордеров.
Таким образом, предусмотренные главой 21 НК РФ условия на право применения налоговых вычетов по НДС по заявленным операциям обществом соблюдены.
Не соглашаясь с выводами судов, ссылаясь на не представление налогоплательщиком таможенных деклараций, подтверждающих помещение транспортных средств при ввозе на территорию Российской Федерации под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, и указывая в этой связи на отсутствие у общества права применить налоговый вычет, инспекция не учла следующее.
Порядок и условия перемещения транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа предусмотрены главой 48 ТК ТС и применяются, в том числе в отношении временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и ввозимых обратно на такую территорию водных судов, используемых для рыболовства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры. Транспортные средства международной перевозки временно вывозятся с таможенной территории таможенного союза без уплаты вывозных таможенных пошлин (пункт 3 статьи 335 ТК ТС).
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство (пункт 1 статьи 350 ТК ТС).
В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта (пункт 2 статьи 350 ТК ТС).
В рассматриваемом случае налогоплательщиком при вывозе транспортных средств международной перевозки представлены ИМО генеральные (общие) декларации, принятые таможенными органами. Факт осуществления налогоплательщиком с использованием судов РТМ "Кремень", РТМ "Климово", РТМ "Доломит", БМРТ "Капитан Фалеев", БМРТ "Астроном" и БМРТ "Ардатов" промысла биоресурсов налоговым органом не оспаривается. Основания для их помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной процедуры, в порядке, предусмотренном главой 35 ТК ТС, при вывозе с территории Российской Федерации отсутствовали.
Перечень операций, которые допускаются в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, содержится в пункте 1 статьи 347 ТК ТС.
Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС.
Как видно из материалов дела, в отношении вывезенных транспортных средств международной перевозки, после их использования для ведения промысла, проведены операции (ремонт), не включенные в перечень, содержащийся в пункте 1 статьи 347 ТК ТС. Данные операции осуществлены в иностранных портах без захода судов на территорию Российской Федерации, поэтому транспортные средства под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории не помещались.
Согласно статье 348 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории.
Судами обеих инстанций установлено, что временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершен их ввозом на территорию Российской Федерации, с одновременным помещением продуктов переработки (в данном случае ремонтных работ) под таможенную процедуру для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей, в том числе НДС, исчисленного со стоимости ремонта. При этом обществом поданы ИМО генеральные (общие) декларации, содержащие решение таможенного органа о выпуске транспортного средства и продуктов переработки.
Совокупность установленных обстоятельств, а именно: ввоз транспортных средств на территорию Российской Федерации и последующий их выпуск таможенным органом; принятие таможней ИМО генеральных (общих) деклараций и выдача таможенных приходных ордеров для оплаты таможенных платежей; отсутствие у общества возможности осуществить декларирование продуктов переработки иным способом, правомерно расценены судами как подтверждение факта декларирования ввезенных товаров (ремонтных работ) в таможенной процедуре для внутреннего потребления. О применении данной процедуры письмом от 19.03.2015 N 09-18/11856 подтвердил таможенный орган.
Поскольку право на применение налогового вычета по НДС поставлено в зависимость от факта помещения товара под перечисленные в пункте 2 статьи 171 НК РФ таможенные процедуры, учитывая, что продукты переработки, стоимость которых явилась основанием для исчисления НДС, помещались под предусмотренную данной нормой таможенную процедуру, отсутствие в рассматриваемом случае таможенных деклараций не может рассматриваться как препятствие для реализации права на налоговый вычет и не свидетельствует о получении обществом необоснованной налоговой выгоды.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив все представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, а также доводы и возражения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями налогового и таможенного законодательства, правильно определили спорные правоотношения, с достаточной полнотой выяснили имеющие существенное значение для дела обстоятельства и пришли к обоснованному и правомерному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для отказа в применении обществом вычетов по НДС, уплаченному на таможне, и признании решений и требования инспекции недействительными и незаконными.
Таким образом, дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А51-2387/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.