г. Хабаровск |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А59-4697/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Е.Н. Захаренко
судей: А.В. Солодилова, Г.А. Камалиевой
при участии:
от ответчика: представитель Вартик А.К., по доверенности от 27.02.2015 N 138;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А59-4697/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.Н. Боярская; в суде апелляционной инстанции судьи: К.П. Засорин, Л.А. Мокроусова, И.С. Чижиков
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-9"
о взыскании задолженности по оплате потребленного объема электрической энергии, превысившего объем электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН - 1026500522685; далее - ОАО "Сахалинэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-9" (ОГРН - 1066501074386; далее - ООО "ЖЭУ-9", управляющая компания, ответчик) 35 828 руб. 11 коп. задолженности по оплате электроэнергии, потребленной на коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, в период с января 2014 по август 2014 года.
Решением суда от 26.02.2015 исковые требования удовлетворены со ссылкой на то, что материалами дела подтверждается наличие на стороне ответчика долга перед истцом в заявленной сумме за потребленную в спорный период электрическую энергию на цели оказания населению коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды. Суд руководствовался положениями статей 539, 544 ГК РФ, статьи 157 ЖК РФ, пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), признал обоснованным расчет истца в части определения нормативного потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных жилых домов, за исключением чердаков и подвалов.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 указанное решение изменено, с ответчика в пользу истца взыскано 2 088 руб. задолженности, в остальной части требований отказано. Апелляционный суд изменил судебный акт, пересчитав размер подлежащий взысканию в качестве сверхнормативного ОДН за счет включения в площадь общего имущества многоквартирных домов площади подвалов, в которых имеются энергопринимающие устройства.
В кассационной жалобе ОАО "Сахалинэнерго" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа постановление апелляционного суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, решение суда первой инстанции оставить в силе как законное и обоснованное.
В обоснование заявитель указывает, что в силу перечисленных им норм закона, при расчете норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды, площади чердаков и подвалов многоквартирного дома не должны учитываться. Иной подход фактически в два раза увеличивает объем нормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЖЭУ-9" не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебное постановление оставить в силе как законное и обоснованное.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "ЖЭУ-9" возражал относительно доводов кассационной жалобы. Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ОАО "Сахалинэнерго" явку своего представителя в суд не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, выступления в судебном заседании представителя ответчика, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в управлении ООО "ЖЭУ-9" в период с января 2014 года по август 2014 года находились многоквартирные дома по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 15А, ул. Пуркаева, 82.
Находящийся в управлении ответчика жилищный фонд оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии.
В период с января 2014 года по август 2014 года ОАО "Сахалинэнерго" отпускало в обслуживаемые ООО "ЖЭУ-9" дома электрическую энергию, которая затрачивалась последним на цели оказания коммунальной услуги по электроснабжению. По итогам этого периода истец выявил факт превышения нормативов потребления данной коммунальной услуги на общедомовые нужды. Сверхнормативно потребленный на эти цели ресурс выставлен истцом к оплате ответчику, который его не оплатил.
Наличие задолженности в размере 35 828 руб. 11 коп. послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик представил суду контррасчет задолженности, в котором нормативное потребление электрической энергии на общедомовые нужды рассчитано управляющей компанией с учетом площади чердаков и подвалов многоквартирных домов. По контррасчету долг ответчика перед истцом составляет 2 088 руб.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции контррасчет ответчика не принял во внимание.
Изменяя указанное решение, апелляционный суд расценил, что доводы ответчика убедительны и при расчете нормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды площади подвалов спорных многоквартирных домов должны учитываться при наличии в них энергопринимающих устройств.
Между тем, суд апелляционной инстанции не учел следующего.
В силу пункта 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Как установили суды, доказательств того, что общим собранием собственников многоквартирных жилых домов приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, ответчиком не представлено, в связи с чем, истец правомерно обратился за взысканием его стоимости непосредственно к управляющей организации.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
При этом, в соответствии с п. 36 Правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Уполномоченное Правительством Российской Федерации п. 3 Правил N 354 Министерство регионального развития Российской Федерации в Письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, разъясняя положение данных Правил, указало на следующее.
В целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, вступившим в силу с 01.06.2013, внесены изменения в Правила N 354.
Согласно данным изменениям распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Пунктом 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении электроснабжения на общедомовые нужды - кВт-ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов установлен Приказом N 13 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 29.04.2013.
Полномочия Министерства на принятие указанного нормативного правового акта закреплены в пункте 3 Постановления Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 и пункте 3.49 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 10.12.2009 N 502-па, а также в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ.
В п. 27 Приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, это - межквартирные лестничные клетки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны (консьержа). Площадь данных помещений устанавливается согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома.
Правом определения и утверждения состава помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе, ресурсоснабжающих организаций, наделены только органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 03.07.2015 N 21, которым внесены изменения в Приказ N 13 Министерства от 29.04.2013, при расчетах нормативов потребления услуг электроснабжения используется общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенная как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтовых шахт, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Учитывая изложенное, использование дополнительных площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах при расчетах объемов коммунальных услуг на ОДН помимо площади, которая учтена при установлении нормативов, нарушают единообразие в толковании и применении норм определения размера платы за коммунальные услуги, установленных Правилами N 354 и N 306.
В этой связи, вывод апелляционного суда о том, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов в составе общего имущества должны учитываться подвалы, ошибочен и основан на неверном толковании положений вышеуказанных Правил, включая пункт 27 Приложения к Правилам N 306.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на ООО "ЖЭУ-9" в пользу ОАО "Сахалинэнерго".
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А59-4697/2014 Арбитражного суда Сахалинской области отменить.
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.02.2015 по данному делу оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-9" в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 3 000 руб.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист, произвести поворот исполнения отмененного судебного акта в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.