г. Хабаровск |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А73-12083/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.М. Саранцевой
Судей: Я.В. Кондратьевой, А.А. Шведова
при участии:
от АО "Теплоэнергосервис": Лишай А.П., представитель по доверенности от 21.11.2014 N 358;
от ФНС России: Селезнева Т.Н., представитель по доверенности от 10.06.2015 N 12-24/04982
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Теплоэнергосервис" на определение от 24.03.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А73-12083/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.И.Иванова, в апелляционном суде судьи: С.Б.Ротарь, Т.С.Гетманова, А.И.Михайлова
по заявлению Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
о включении требований в реестр требований кредиторов
в рамках дела о признании общества с ограниченной ответственностью "Городские теплосети" несостоятельным (банкротом)
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.05.2014 общество с ограниченной ответственностью "Городские теплосети" (ОГРН 1102709000745, ИНН 2704020078, место нахождения: 682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Корабельная, 6; далее - ООО "Городские теплосети", должник) признано несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Ештокина Елена Александровна.
В рамках дела о банкротстве ООО "Городские теплосети" Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700597985, ИНН 2704800416, место нахождения: 682813, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Гончарова, 2; далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении его требований в размере 232 861 537 руб. 41 коп. в реестр требований кредиторов должника (с учетом уточнения требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Заявление обосновано наличием по состоянию на 01.11.2013 задолженности должника перед Управлением по субвенции, предоставленной на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, подтвержденной актом сверки взаимных расчетов сторон.
Определением суда от 24.03.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015, требование Управления включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника в заявленном размере (с учетом уточнения). Судебные акты мотивированы доказанностью обстоятельств, свидетельствующих о возмещении должнику убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию за счет средств бюджета в большем размере, чем фактически выработано тепловой энергии.
В кассационной жалобе кредитор должника акционерное общество "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592, место нахождения: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, 23-401; далее - АО "Теплоэнергосервис", кредитор) просит принятые по делу судебные акты отменить и отказать кредитору во включении его требований в реестр требований кредиторов должника. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что судебные акты основаны на неверном исследовании доказательств и применении нормативной базы. Указывает на противоречие заявленного требования Управления распоряжению Губернатора Хабаровского края от 23.12.2010 N 697-р. Считает, что убытки должника подлежат компенсации путем оплаты межтарифной разницы и разницы в цене на топливо, учтенной в тарифе и фактической ценой. В связи с этим полагает, что в деле отсутствуют доказательства размера субвенций, предоставляемых должнику, а также размера средств, компенсированных за счет средств топливной составляющей. При этом указывает на отсутствие документов по поставке топлива, оплачиваемого кредитором за счет субвенций. Кроме того, полагает, что Управление не может являться кредитором, поскольку согласно действующему законодательству лицом, обязанным по возмещению предприятиям субсидий и субвенций, является администрация района.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) выражает несогласие с приведенными в кассационной жалобе доводами и просит в ее удовлетворении отказать.
Конкурсный управляющий ООО "Городские теплосети" в отзыве на кассационную жалобу также выражает несогласие с изложенными в ней доводами и просит в удовлетворении жалобы отказать.
В возражениях на кассационную жалобу Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель АО "Теплоэнергосервис" поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ФНС России, изменив позицию по кассационной жалобе, поддержал приведенные заявителем кассационной жалобы доводы и просил ее удовлетворить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
В соответствии с положениями статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, предъявленные по истечении тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения. При этом суд осуществляет проверку обоснованности требований и наличия оснований для их включения в реестр требований кредиторов независимо от наличия (отсутствия) возражений по заявленным требованиям.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, между Управлением (кредитор) и ООО "Городские теплосети" (должник) 01.01.2011, 15.02.2012, 12.03.2013 заключены договоры на возмещение должнику убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению за счет средств краевого бюджета.
По условиям указанных договоров должник обязался оказывать услуги по снабжению населения тепловой энергией по регулируемым тарифам (в 2011-2012 годах - на территории городских поселений "Город Советская Гавань", "Рабочий поселок Лососина", "Рабочий поселок Майский" и на территории Гаткинского сельского поселения, в 2013 году - на территории городского поселения "Город Советская Гавань"), предоставлять Управлению отчеты по форме 22-ЖКХ, расчеты субвенций, подлежащих перечислению должнику, уведомления на возмещение убытков с приложением актов выполненных работ (справок управляющих компаний).
Управление при этом обязалось производить возмещение убытков должника за счет средств субвенций из краевого бюджета путем оплаты за поставленное топливо.
В разделе 4 договоров предусмотрена ответственность должника за непредоставление им документального подтверждения объемов отпущенной тепловой энергии населению в виде права Управления на безакцептное списание денежных средств, излишне направленных должнику сумм субвенций.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе экспертное заключение N 1543/6-3-э, арбитражные суды установили, что в период с 01.01.2011 по 01.11.2013 Министерством ЖКХ Хабаровского края в адрес общества с ограниченной ответственностью "Межрайтопливо" произведена оплата за социальное топливо, поставленное для ООО "Городские теплосети" за счет субвенций из краевого бюджета на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов, в общем размере 861 856 414 руб. 21 коп. Переплата денежных средств в виде субвенций за спорный период составила 232 861 537 руб. 41 коп., в том числе в связи с неподтверждением должником объемов отпущенной тепловой энергии.
С учетом установленного арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленных Управлением требований и о наличии оснований для их включения в третью очередь реестра требований кредиторов.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Управление не может являться кредитором по заявленным требованиям, об отсутствии в материалах дела платежных документов о перечислении спорных денежных средств должнику, о поставке топлива должнику рассматривались судом апелляционной инстанции и получили соответствующую правовую оценку. Основания для их иной оценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Не усматриваются судом кассационной инстанции и противоречия заявленных требований распоряжению Губернатора Хабаровского края от 23.12.2010 N 697-р "О централизованной поставке топлива в районы Хабаровского края в 2011 году", которым определен порядок перечисления средств топливной составляющей в доходах от реализации тепловой и электрической энергии с целью погашения бюджетных кредитов, поскольку топливная составляющая не содержит средств субвенций на возмещение убытков, связанных с применением тарифов на тепловую и электрическую энергию, поставляемую населению.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводов арбитражных судов в части наличия оснований для включения заявленных Управлением требований в реестр требований кредиторов должника, поэтому также подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 24.03.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А73-12083/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.М. Саранцева |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.