г. Хабаровск |
|
08 октября 2015 г. |
Дело N А51-5948/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Е.П. Филимоновой, И.В. Ширяева
при участии:
от администрации города Владивостока - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Восточная строительная компания" - Кададова В.Н., директор, приказ от 01.03.2015 N 4/01/15; Беленькой О.С., представитель по доверенности от 01.10.2015 б/н;
от общества с ограниченной ответственностью "СРК-Армада-1" - представитель не явился;
от третьих лиц: Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае - представитель не явился; Управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточная строительная компания" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу N А51-5948/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А. Галочкина;
в суде апелляционной инстанции судьи: И.С. Чижиков, Л.А. Мокроусова, Л.Ю. Ротко
по иску администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Океанский, 20)
к обществу с ограниченной ответственностью "Восточная строительная компания" (ОГРН 1022501295893, ИНН 2536089572, место нахождения: 690039, Приморский край, г. Владивосток, пр-т 100-летия Владивостока, 103/416); обществу с ограниченной ответственностью "СРК-Армада-1" (ОГРН 1112511005750, ИНН 2511076275, место нахождения: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Калинина, 40)
третьи лица: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае, Управление содержания жилищного фонда администрации города Владивостока
об обязании произвести возврат денежных средств в размере 923 166 руб.
Администрация города Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью "Восточная строительная компания" (далее - общество, ООО "ВСК") произвести возврат в бюджет Владивостокского городского округа денежных средств в размере 923 166 руб.
Определениями Арбитражного суда Приморского края от 19.08.2014 от 20.01.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "СРК-Армада-1" (далее - ООО "СРК-Армада-1"), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - ТУ Росфиннадзора в Приморскому крае), Управление содержания жилищного фонда администрации города Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.04.2015 администрации в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 решение суда первой инстанции от 21.04.2015 отменено. Апелляционный суд обязал ООО "ВСК" возвратить в бюджет Владивостокского городского округа денежные средства в сумме 923 166 руб.
Не согласившись с принятым апелляционной инстанцией судебным актом, общество в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом второй инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, выводы, содержащиеся в акте ТУ Росфиннадзора в Приморскому крае, о наличии нецелевого использования бюджетных средств в ходе ремонта жилого дома 47, расположенного по проспекту Красного Знамени в городе Владивостоке, сделаны на основании иных локальных смет. Локальные сметные расчеты, составленные между подрядчиком (ООО "СРК-Армада-1") и заказчиком, не исследовались. Полагает, что акт ТУ Росфиннадзора в Приморскому крае является ненадлежащим доказательством по делу, поэтому не обоснованно принят во внимание судом апелляционной инстанции.
В отзыве на жалобу Администрация города Владивостока просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представители ООО "ВСК" доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.
Администрация города Владивостока, ООО "СРК-Армада-1", Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае, Управление содержания жилищного фонда администрации города Владивостока, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что на основании решения собственников, оформленного протоколом общего собрания от 28.11.2011, постановлением главы г. Владивостока от 10.02.2012 N 472, многоквартирный жилой дом N 47 по проспекту Красного Знамени в городе Владивостоке включен в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2012-2013 годы" в рамках исполнения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
Стоимость капитального ремонта вышеназванного жилого дома в соответствии с соглашением от 27.04.2012 N 1 о предоставлении субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, заключенного между администрацией, ООО "ВСК" (получатель субсидии) и ОАО "Сбербанк России" (кредитная организация) составила 7 355 314 руб.
Средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта, перечислены платежными поручениями от 18.06.2012 N N 865, 866, 867, в виде субсидии на расчетный счет общества.
Для выполнения работ по капитальному ремонту фасада и крыши многоквартирного жилого дома ООО "ВСК" 28.04.2012 заключило договор подряда с ООО "СРК-Армада-1". Строительный контроль на основании заключенного договора от 28.04.2012 N С-101/12 осуществляло ООО "Стройкомпакт". Цена работ по капитальному ремонту фасада дома составила 5 519 527 руб., по капитальному ремонту крыши - 2 069 765 руб.
В период с 26.03.2013 по 17.05.2013 ТУ Росфиннадзора в Приморском крае проведена проверка использования средств, полученных Управлением содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока в 2012 году на условиях софинансирования на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, по результатам которой установлено завышение стоимости принятых по актам выполненных работ по капитальному ремонту фасада и крыши на 86 279 руб., завышение объемов работ по актам формы КС-2 на сумму 879 679 руб.
Полагая, что вследствие допущенных нарушений денежные средства в сумме 923 166 руб. использованы нецелевым образом, администрация направила в адрес ООО "ВСК" требование об их возврате.
Невыполнение требования послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о недоказанности материалами дела нецелевого использования средств ООО "ВСК".
Апелляционный суд, отменяя решение, признал данный вывод суда не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, применив положения части 3 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ, Постановление главы г. Владивостока от 12.12.2008 N 763 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов", пришел к выводу о доказанности факта нецелевого использования обществом денежных средств в сумме 923 166 руб. и наличии правовых оснований для ее взыскания с ООО "ВСК".
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы апелляционного суда, исходит из следующего.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем, установленное данной нормой правило о безвозмездности и безвозвратности субсидии имеет исключение, это касается случаев нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Исходя из смысла статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Формирование муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется в рамках Федерального закона N 185, которым определены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий (статья 1).
Статьей 14 Федерального закона N 185 - ФЗ установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда, в частности, пунктом 10 части 1 указанной статьи предусмотрено, что фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 185, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом N 47 по проспекту Красного Знамени в городе Владивостоке включен в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2012-2013 годы". В рамках данной программы на капитальный ремонт фасада и капитальный ремонт крыши дома выделено 7 355 314 руб.
Для организации взаимодействия по целевому расходованию денежных средств на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в целях реализации адресной программы между администрацией и ООО "ВСК" заключено соглашение от 27.04.2012 N 1 о предоставлении субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на проведение капитального ремонта. Указанное соглашение носит гражданско-правовой характер, определяет размер субсидии и цели ее применения.
Контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Проверку использования средств Фонда проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (части 1.1, 1.2 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно акту проверки ТУ Росфиннадзора в Приморском крае от 17.05.2013, привлеченным ООО "ВСК" подрядчиком (ООО "СРК-Армада-1") при составлении сметных расчетов ресурсным методом нарушен порядок определения потребности в материальных ресурсах (необоснованно завышена стоимость, объемы на отдельные материальные ресурсы), включены одни и те же затраты в разные виды работ, необоснованно применены повышающие коэффициенты.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании указанных выше норм, а также исследования и оценки в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, апелляционный суд, установив ненадлежащее исполнение получателем субсидии обязательств по целевому ее использованию, обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для возврата обществом субсидии в сумме, являющейся предметом заявленных требований.
Ссылка заявителя в обоснование своей позиции на сметные расчеты, составленные ООО "ВСК" и ООО "СРК-Армада-1" с применением иных цен, правомерно отклонена апелляционным судом, поскольку измененные сметные расчеты с администрацией, являющейся стороной соглашения от 27.04.2012 N 1, не согласовывались. Подписание акта приемки выполненных работ таким согласованием не является.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств, судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу N А51-5948/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.