Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 1 апреля 1999 г. N 277-РМ
Программа и методика
комплексного обследования условий дорожного движения в центре города Москвы
См. также Основные направления совершенствования организации дорожного движения в городе Москве на период до 2020 года, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 459-ПП
1. Общие положения
Основаниями для проведения комплексного обследования условий дорожного движения в центре г. Москвы являются: - постановление Правительства Москвы от 3 ноября 1998 г. N 844 (пп.7, 8.5, 10.2, 10.5, 11.1) "О программе улучшения организации дорожного движения в центральной части города"; - распоряжение Мэра Москвы от 12 ноября 1998 г. N 1141-РМ "О привлечении инвестиций для развития транспортной инфраструктуры г. Москвы"; - решение Транспортной комиссии Москвы от 21 января 1999 г.
Целью комплексного обследования является информационное обеспечение подготовки Комплексной схемы организации дорожного движения и принятия иных управленческих решений по совершенствованию организации дорожного движения и дорожных условий в центре г. Москвы.
В задачи обследования входит получение:
- достоверных и представительных данных о существующих параметрах транспортных потоков (маршрутизация, интенсивность, плотность, скорость движения, задержки, качественный состав, динамика и др.);
- исходных данных для построения матрицы корреспонденций транспортных потоков в пределах центра города;
- параметров транспортных потоков, необходимых для прогнозирования развития дорожно-транспортной ситуации на ближайшую перспективу (3-5 лет).
Материалы обследования предназначены для:
- оценки существующего состояния организации и условий дорожного движения, выявления "узких мест" на улично-дорожной сети;
- функциональной классификации улично-дорожной сети;
- оптимизации распределения транспортных потоков по улично-дорожной сети;
- оптимизации использования методов организации дорожного движения и назначения режимов дорожного движения;
- подготовки предложений по локальным реконструктивным работам на улично-дорожной сети;
- формирования банка данных системы автоматизированного мониторинга условий движения на улично-дорожной сети Москвы.
Настоящий документ распространяется на обследования, выполняемые натурными (полевыми) методами, и не содержит положений, относящихся к сбору и анализу исходной информации, содержащейся в различного рода статистических, аналитических и отчетных материалах. Он не распространяется также на локальные и специальные обследования, которые будут выполняться в процессе разработки Комплексной схемы организации дорожного движения (например, для выявления причин возникновения "узких мест" на улично-дорожной сети) и проектов организации дорожного движения.
В настоящем документе использованы следующие сокращения наиболее часто используемых терминов: КСОД - комплексная схема организации дорожного движения, ОДД - организация дорожного движения, ПОД - проект организации дорожного движения, ТП - транспортный поток, ПП - пешеходный поток, ТС - транспортное средство, УДС - улично-дорожная сеть.
2. Программа комплексного транспортного обследования
2.1. Содержание обследования
В соответствии с задачами комплексного обследования в процессе его проведения должна быть получена следующая информация о ТП:
- пункты входа ТС на территорию центра города (или пункты зарождения поездок на ТС в центре города) и пункты выхода ТС с территории центра города (или пункты завершения поездок на ТС в центре города), т.е. исходная информация для построения матрицы корреспонденций ТП на территории центра города;
- маршруты ТП по УДС центра города:
- интенсивность ТП на маршрутах движения и на элементах УДС;
- качественный состав ТП;
- скорость сообщения ТП на маршрутах движения, элементах УДС и средневзвешенная скорость сообщения на всей УДС центра города;
- величина пробега ТП при реализации корреспонденции и средневзвешенная величина пробега ТП по УДС центра города;
- число и суммарная величина задержек ТС при движении по маршрутам, а также их средневзвешенные значения для УДС центра города;
- динамика изменения интенсивности ТП по часам суток;
- уровень экологического ущерба от дорожного движения;
- коэффициенты транзитности движения по основным маршрутам.
Комплексное обследование состоит из трех самостоятельных, но взаимосвязанных обследований, выполняемых единовременно:
1) обследование распределения и сетевых характеристик ТП, направленное на установление:
- существующих маршрутов движения ТС по УДС,
- интенсивности ТП на маршрутах движения и элементах УДС,
- качественного состава ТП,
- усредненных значений скорости сообщения ТП,
- затрат времени на движение ТС по маршрутам и элементам УДС,
- величины пробега ТС по УДС (транспортная работа),
- коэффициентов транзитности движения;
2) обследование суточной динамики интенсивности ТП;
3) обследование эксплуатационных параметров дорожного движения и экологического ущерба, направленное на установление:
- средних мгновенных скоростей ТП на элементах УДС,
- средних скоростей сообщения ТП на элементах УДС и маршрутах движения,
- задержек ТС 1-го и 2-го рода на элементах УДС и маршрутах движения,
- уровня токсичного загрязнения воздуха дорожным движением на элементах УДС.
Содержание этапов работы по проведению обследования и сроки их выполнения приведены в Плане-графике проведения работ по обследованию.
2.2. Дата и время обследования
Комплексное обследование должно проводиться в сроки и время, ограниченные следующими условиями:
- средние сезонные метеоусловия должны позволять учетчикам безболезненно находиться на свежем воздухе не менее 3-х часов, сохраняя при этом работоспособность;
- проезжая часть должна быть сухой для предотвращения загрязнения (забрызгивания) государственных регистрационных знаков ТС;
- день недели должен быть рабочим, предпочтительно вторник, среда или четверг;
- время проведения обследования распределения и сетевых характеристик ТП должно находиться в межпиковый период, т.е. с 10.30 до 16.00, и по продолжительности должно составлять не менее удвоенного времени проезда на автомобиле расстояния между наиболее удаленными друг от друга постами наблюдений;
- сроки проведения обследований целесообразно назначить до периода весеннего нарастания загрузки УДС - второй половины апреля.
С учетом представленных ограничений, существенно повышающих вероятность получения достоверных и репрезентативных данных, наиболее подходящими сроками и временем проведения обследования следует признать: дата проведения обследования - 15 апреля 1999 г. (запасной срок, с учетом возможности неблагоприятных метеоусловий и/или других форс-мажорных обстоятельств, - 22 апреля), начало времени проведения обследования распределения и сетевых характеристик ТП - 10.30 ч., продолжительность (около 2х40 мин - более 80 мин), с учетом возможных заторов, целесообразна в размере 2 ч. (до 12.30 ч.).
Обследование суточной динамики интенсивности ТП проводится в тот же день.
Обследование эксплуатационных параметров дорожного движения проводится в течение дня общих обследований. С учетом протяженности основных маршрутов движения при проведении обследования около 170 км при движении в обоих направлениях и средней скорости сообщения при движении по центру - около 20 км/ч можно ожидать совершения двукратных проездов по всем основным маршрутам в период с 8.30 до 18.30. Измерения параметров, характеризующих экологическое состояние окружающей среды, должны выполняться на основных маршрутах движения по УДС в течении дня общих обследований в период с 8.30 до 18.30.
3. Организация проведения комплексного обследования и необходимые ресурсы
3.1. Организация комплексного обследования
Организационные и методические функции возлагаются на Штаб комплексного обследования - временное формирование, осуществляющее управление комплексным обследованием. Для работы в постоянном составе Штаба откомандировываются сотрудники московских организаций, имеющих непосредственное отношение к проблематике комплексного обследования. К работе Штаба при необходимости могут привлекаться на договорной основе специалисты и технический персонал - физические и юридические лица.
Штаб организует работы по подготовке обследования:
- подготовку развернутой программы обследования;
- разработку и апробацию методики обследования (пробное обследование в объеме 3-5% полного, за 4-5 недель до даты обследования);
- сбор предварительных данных по объекту обследования;
- подготовку программного обеспечения обработки результатов обследования и его апробацию;
- разработку памятки-руководства для учетчиков, вида и формата блокнотов учетчиков, их размножение;
- обследование и уточнение дислокации постов учета, анализ вопросов безопасности учетчиков;
- организует привлечение квалифицированных и технических специалистов к подготовке и проведению обследования, обучение учетчиков;
- организует техническое обеспечение проведения обследования;
- согласовывает факт и дату проведения обследования со всеми структурами управления, причастными к дорожному движению в центре города, организует освещение подготовки к обследованию в средствах массовой информации.
Штаб организует работы по проведению и обработке результатов обследования:
- непосредственное управление всеми этапами и видами обследования;
- сбор материалов по результатам обследования;
- предварительная оценка результатов обследования;
- обработка и анализ результатов обследования;
- подготовка и представление отчета по результатам обследования;
- подготовка и представление отчета по результатам работы штаба обследования.
Общее количество участников обследования:
- постоянный состав штаба - до 8 человек;
- привлекаемые к подготовке и обработке результатов обследования временные квалифицированные и технические сотрудники - 24-48 человек, в периоде 5-6 месяцев;
- привлекаемые к проведению обследования временные технические сотрудники (учетчики, водители и др.): на весь день обследования - до 200 человек;
на 2 часа работы (без учета времени подготовки и передвижения к посту наблюдения) в день обследования - до 1300 человек.
3.2. Техническое обеспечение комплексного обследования
Техническое обеспечение обследования включает:
- помещение для Штаба обследования площадью до 50 м2, оборудованное телефонной связью;
- орг/техника и расходные материалы для обеспечения подготовки, проведения и обработки результатов обследования;
- сеть ПК с соответствующим программным обеспечением и периферией для создания и управления базой данных по результатам обследования;
- легковые транспортные средства: на два месяца до даты обследования - 1 автомобиль, дополнительно, на рабочие дни недели, включающей дату проведения обследования (12-16 апреля 1999 г.) - 1 автомобиль, накануне и в день обследования - до 5 автомобилей;
- автобусы: для доставки учетчиков на посты учета - до 50 единиц; для доставки и обеспечения местонахождения учетчиков на постах суточного учета - 5 единиц (в две полуторные смены с 4.00 до 2.00 следующих суток);
- детекторы транспорта с соответствующим техническим обеспечением, для использования на постах суточных наблюдений (необходимость, возможность и количество определяется на этапе подготовки обследования);
- ходовая дорожная лаборатория, укомплектованная функционирующей аппаратурой контроля и обработки результатов замеров по скоростным параметрам ТП - на один день пробного обследования и на 2-3 дня в период проведения обследования;
- специальная передвижная лаборатория, укомплектованная функционирующей аппаратурой контроля и обработки результатов замеров по содержанию токсических составляющих в атмосфере - на один день пробного обследования и на 2-3 дня в период проведения обследования;
- диктофоны для записи государственных регистрационных знаков ТС (необходимость, возможность и количество определяется на этапе подготовки обследования);
- индивидуальное обеспечение каждого учетчика: памяткой-руководством по проведению учета транспорта, специальным блокнотом учета, средствами ручной записи;
Ориентировочная стоимость проведения обследования: до 3500 тыс.рублей.
4. Обоснование программы проведения обследования
4.1. Обоснование выбора и перечень собираемых параметров
Комплексное обследование предполагает получение достоверной информации о параметрах дорожного движения для фрагмента УДС. Учитывая стохастический (случайный) характер дорожного движения, понятие достоверности становится статистическим, т.е. оценивается с позиции пространственно-временного распределения статистических характеристик дорожного процесса. Комплексное обследование должно обеспечить информацией разработку комплексной схемы организации дорожного движения (КСОД) для фрагмента сети. Поскольку КСОД, как и всякое решение по ОДД, многовариантно, выбор наиболее оптимального решения прямо зависит от достоверности и объема информации об объекте управления.
Минимально необходимый набор информации для принятия решения по совершенствованию ОДД на элементе сети составляет:
- геометрические параметры элемента сети (конфигурация, ширина проезжей части, величина уклона и т.д.);
- параметры ОДД (действующий метод ОДД, технические параметры реализации этого метода - знаки, разметка, светофоры, их характеристики и т.д.)
- загрузка элемента сети (интенсивность ТП и ПП, интенсивность движения ТП по направлениям, состав ТП);
- скоростные параметры ТП (средняя пространственная скорость, средняя скорость в сечении или сечениях, задержки в движении);
- характеристики ущерба от дорожного движения (статистика аварийности, топографическая характеристика ДТП, структура ДТП, параметры экологического ущерба).
Главной особенностью принятия решений при разработке КСОД, в отличии от решений по ОДД для локальных объектов на сети, является возможность по перераспределению потоков на УДС. Для реализации такой возможности необходимо знать распределение интенсивности движения по маршрутам сети - матрицу корреспонденций ТП для фрагмента УДС.
Матрица корреспонденций ТП может быть получена либо прямым опросом водителей на въездах и выездах фрагмента УДС, либо сплошной идентификацией транспортных средств на специально подобранных точках (сечениях) по фрагменту сети. Процедура опроса водителей менее трудоемка по сравнению с процедурой сплошной идентификации (примерно 40-60%), однако, трудоемкость обработки результатов опроса наоборот велика (примерно 300-400% трудоемкости обработки результатов сплошной идентификации), а достоверность результатов, с учетом необходимости репрезентативных выборок на множестве вариантов маршрутов движения, - низкая. При этом, опрос водителей не позволяет оценить одновременно интенсивности ТП по элементам сети, т.е. параллельно с опросом необходимо проводить измерения интенсивности и состава потока (при сплошной идентификации - это параллельный результат), что удваивает трудоемкость самого обследования с опросом и увеличивает общую трудоемкость обработки результатов. Таким образом, для построения матрицы корреспонденций предпочтительным по критериям достоверности и трудоемкости является метод сплошной идентификации, хотя этот метод и требует очень четкой организации обследования и высокой ответственности исполнителей.
Учитывая нестабильность характеристик загрузки сети и относительную кратковременность проведения обследования маршрутов движения, необходимо сопроводить (совместить) обследование маршрутов движения с получением объема движения в течении суток (или в течении 18 часов, с 6.00 до 24.00) на ряде ключевых элементов обследуемого фрагмента сети. При анализе результатов комплексного обследования, информация по динамике суточного колебания загрузки УДС позволит пролонгировать результаты обследования маршрутов движения на другие периоды суток.
Критерии выбора ключевых элементов или постов суточного замера загрузки сети:
- количество - 3-5% от общего количества постов наблюдения при сплошной идентификации ТП;
- совмещение (совпадение) с назначенными постами наблюдения при сплошной идентификации;
- максимальный разброс мест наблюдения на обследуемом фрагменте УДС;
- предпочтительное совмещение постов суточного замера с местами дислокации постов ДПС ГИБДД.
Помимо суточных замеров загрузки, с обследованием маршрутов движения целесообразно совместить замеры скоростных параметров ТП на основных маршрутах обследуемого фрагмента с помощью ходовой лаборатории. Геометрические параметры элементов обследуемого фрагмента сети (включая расстояния маршрутов движения между постами наблюдения) получают на предварительном этапе комплексного обследования камерально, по результатам изучения имеющихся банков данных, при необходимости уточняя прямыми измерениями на сети.
Величину экологического ущерба собирают прямыми измерениями, совмещенными по времени с периодом обследования маршрутов.
4.2. Принципы локализации условных районов и выбор мест обследования
При проведении комплексного обследования с построением матрицы корреспонденций методом сплошной идентификации транспортных средств, важнейшим и наиболее сложным вопросом является оптимальный выбор на УДС мест для постов наблюдения.
Стандартный подход к выбору дислокации постов на сети подразумевает разделение УДС на условные транспортные районы, с блокировкой постами транспортных связей между этими районами. При этом, по внешней границе обследуемой УДС устанавливаются "фантомные" условные транспортные районы, с соответствующей блокировкой. Для анализируемого фрагмента УДС г. Москвы, ограниченного, включаемым в состав этого фрагмента, Садовым кольцом, стандартный подход неприменим. Это связано с тем, что наличие Садового кольца, как мощнейшей транспортной магистрали, в стандартном варианте введения условно-транспортных районов, требует введения на перекрестках Садового кольца, по меньшей мере, 17-ти узлов-районов, с ограничением их постами наблюдения. Это не только существенно увеличит трудоемкость проведения обследования, это просто невероятно на большинстве сечений Садового кольца, из-за технической невозможности идентификации транспортных средств на многополосной перегруженной магистрали.
С учетом технической возможности однозначной идентификации транспортных средств в двигающемся транспортном потоке, на Садовом кольце возможно назначение постов только в районах транспортных развязок в разном уровне и мостов через р. Москву.
Исходя из вышеизложенного, предлагается условно разбить обследуемый фрагмент УДС г. Москвы таким образом: кольцо УДС от Садового кольца до Бульварного кольца, с двусторонней блокировкой Садового кольца, и разбитое на пять условных районов по границам возможных на Садовом кольце постов наблюдения; кольцо УДС от Бульварного кольца до кольца вокруг Кремля и Китай-города, включающее Бульварное кольцо и разбитое на четыре района в соответствии с продолжением границ от внешнего кольца районов; плюс десятый условно-транспортный район, ограниченный внешне кольцом вокруг Кремля и Китай-городом.
В соответствии с предлагаемым разбиением обследуемого фрагмента на условно-транспортные районы, посты наблюдения должны быть установлены на границах этих районов по всем реально возможным выездам и въездам. Конкретные адреса постов, по предлагаемой схеме, приведены в Приложении П2.
По приведенным выше критериям, посты суточного наблюдения назначаются в количестве пяти, по конкретным адресам предлагаемым в Приложении П1.
4.3. Выбор даты и времени обследования
Проведение обследования целесообразно проводить в сроки и время ограниченные следующими условиями:
- средние сезонные метеоусловия должны позволять учетчикам безболезненно находиться на свежем воздухе не менее 4-х часов, сохраняя при этом работоспособность;
- метеоусловия должны быть подобраны таким образом, чтобы проезжая часть была сухой, оставляя видимыми гос. номерные знаки транспортных средств;
- день недели должен быть рабочим, предпочтительно вторник, среда или четверг;
- время проведения синхронного обследования маршрутов должно находиться в межпиковый период, т.е. с 10.30 до 16.00;
- период самого синхронного обследования должен быть не менее удвоенного времени проезда между наиболее удаленными постами;
- сроки проведения обследований целесообразно назначить до периода весеннего нарастания загрузки УДС - последней декады апреля.
С учетом представленных ограничений, существенно повышающих вероятность получения достоверных и репрезентативных данных, наиболее подходящими сроками и временем проведения обследования следует признать: дата проведения обследования - 14 или 15 апреля 1999 г. (запасной срок, с учетом возможности неблагоприятных метеоусловий, - 20-22 апреля), начало времени проведения синхронного обследования - 10.30, продолжительность (около 2х40 мин - более 80 мин), с учетом возможных заторов, целесообразна в размере 2 часов (до 12.30).
Суточный замер интенсивности на ключевых узлах проводится в тот же день, назначенный для проведения обследования маршрутов.
Ходовая дорожная лаборатория должна производить измерения на основных маршрутах сети центральной части города и Садовом кольце в течении дня общих обследований. С учетом протяженности основных маршрутов - около 170 км при движении в обоих направлениях - и средней скорости сообщения, при движении по центру, - около 20 км/ч - можно ожидать совершения двукратных проездов по всем основным маршрутам в период с 9.00 до 17.00 в день общих обследований.
Специальная передвижная лаборатория, укомплектованная аппаратурой контроля и обработки результатов замеров по содержанию токсических составляющих в атмосфере, должна производить измерения на основных маршрутах сети центральной части города и Садовом кольце в течении дня общих обследований.
4.4. Оценка необходимых и достаточных ресурсов для обследования
Необходимость ресурсов определяется по нижней границе потребности для проведения обследования в заданном объеме, а достаточность - по критерию достоверности результатов получаемой статистики и надежности всех элементов системы организации проведения обследования.
На этапах подготовки, проведения и обработки результатов обследования должна работать организационно-методическая группа (штаб обследования), реализующая программу и методику обследования, а также отчитывающаяся по результатам обследования.
Период работы штаба обследования - три месяца до и шесть месяцев после даты обследования.
Численность и состав постоянного штата штаба - до 8 человек.
Численность привлекаемых сотрудников на этапе подготовки (два месяца до даты обследования):
- квалифицированных специалистов - до 36 человек;
- технических сотрудников - до 24 человек;
на этапе обработки результатов (три-четыре месяца после даты обследования):
- квалифицированных специалистов - до 24 человек;
- технических сотрудников - до 36 человек.
Техническое обеспечение штаба обследования:
- помещение в размере до 50 кв.м. на период до 5 месяцев;
- офисное оборудование штаба: рабочих мест - до 10;
- 1-2 телефона, компьютер, множительная техника, другие средства оргтехники, бумага и т.д. транспортное средство постоянного пользования;
дополнительно, на период проведения обследования:
- 1 транспортное средство на всю рабочую неделю, включающую дату обследования, - в дату обследования 2 транспортных средства в 2 смены с 5.00 до 24.00;
- 3 транспортных средства в 1 дневную смену; средства мобильной связи на день обследования в количестве 5-8 единиц.
На период проведения обследования предполагается привлекать технических сотрудников (в т.ч. учетчиков) в следующих количествах и на следующий период времени:
- для проведения суточных замеров в три смены по 6 часов - по 4 человека в смену на один пост, всего 4х5х3 = 60 человек;
- для доставки и обеспечения местонахождения учетчиков на постах суточных замеров водители автобусов в 2 полуторных смены по 10 часов - по 5 человек в смену, всего 10 человек;
- для проведения синхронной идентификации транспортных средств на 198 постах (в соответствии с табл. П2) на 2 часа синхронного обследования (без учета времени подготовки и передвижения до поста наблюдения) - около 1280 человек, плюс 120 старших (бригадиров), ответственных за 1-8 постов, водителей автобусов (40) на период 4-5 часов, для доставки участников обследования на посты;
- для обеспечения замеров ходовыми экологическими лабораториями в течении 10 часов - 2 квалифицированных специалиста и водитель, всего около 12 человека;
- для обеспечения организации обследования в 1-2 полуторных смены по 7-10 часов водители транспортных средств в количестве до 10 человек.
Техническое обеспечение собственно обследования:
- обеспечение каждого учетчика: памяткой-руководством по проведению учета транспорта; специальным блокнотом учета, имеющего графическую подготовку единого формата и обладающего жесткостью для возможности ведения записей без опоры; средства ручной записи (ручка, карандаш); предполагается, что каждый учетчик имеет заранее синхронизированные (сверенные по эталону) собственные часы;
- при возможности (по критерию достаточности) - обеспечение учетчиков диктофонами, в количестве до 500 единиц, что позволит сократить количество учетчиков на, примерно, 400 человек, на 16 человек бригадиров, на 16 - количество автобусов с водителями;
- автобусы для доставки учетчиков на посты синхронного учета - 40 единиц;
- автобусы для доставки и обеспечения местонахождения учетчиков на постах суточного учета - 5 единиц;
- ходовые лаборатории, укомплектованные работающей аппаратурой контроля и обработки результатов замеров по скоростным параметрам ТП;
- ходовые лаборатории, укомплектованные работающей аппаратурой контроля и обработки результатов замеров по уровню загрязнения воздуха.
Приблизительная стоимость проведения обследования - до 3 500 000 руб. (по курсу февраля 1999 г. до 130.000 USD).
5. Методика проведения обследования
5.1. Предварительный сбор данных - методика сбора и обработки результатов
На подготовительном к обследованию этапе собирается на основе картографической информации и визу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.