г. Хабаровск |
|
28 октября 2015 г. |
А24-5866/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.А. Логвиненко, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: Тихонова Алексея Валерьевича - представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю - Турушева Н.В., представитель по доверенности от 13.01.2015 N04-03/00066; Кофтина О.Н., представитель по доверенности от 18.02.2015 N04-03/01797;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю
на решение от 17.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015
по делу N А24-5866/2014 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассмотрели: в суде первой инстанции судья А.М. Сакун; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, А.В. Пяткова, В.В. Рубанова
по заявлению Тихонова Алексея Валерьевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (ОГРН 1104101000013, ИНН 4101135273, место нахождения: 683023, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Победы, 32)
о признании незаконными действий
Тихонов Алексей Валерьевич - учредитель и руководитель общества с ограниченной ответственностью "Увгил" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, регистрирующий орган) по внесению в единый государственный реестр юридических (далее - ЕГРЮЛ) лиц записи от 23.06.2014 N 2144177021195 об исключении недействующего юридического лица - ООО "Увгил".
Решением суда от 17.04.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что у регистрирующего органа не было оснований для признания ООО "Увгил" недействующим лицом, поскольку фактически данное юридическое лицо осуществляло свою деятельность.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе налогового органа, который указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Инспекция ссылаясь в кассационной жалобе на пункты 1, 2, 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) указывает на то, что обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются: непредставление в течении последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету.
Также налоговый орган утверждает, что действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность, помимо названной совокупности условий, не предусматривает иных требований, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемого из ЕГРЮЛ юридического лица.
Инспекция полагает, что копии договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства от 2008 не подтверждают фактическую деятельность общества, в связи с тем, что данные договоры не имеют отношения к оспариваемому периоду, в частности периоду, предшествующему моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения (февраль 2013 года по февраль 2014 года).
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителями налогового органа в судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель отзыв на кассационную жалобу не представил; извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей налогового органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Увгил" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу 19.12.2005, присвоен основной государственный регистрационный номер 1058200095557, о чём в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись, выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 82 N 000019463.
28.02.2014 в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю принято решение N 100 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "Увгил" из ЕГРЮЛ.
Основанием для принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица послужили справки регистрирующего органа от 25.02.2014 N 1706-О, N 1426-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам, а также о не представлении отчетности.
13.03.2014 инспекция направила в адрес ООО "Увгил" письмо N 08-16/03348, в котором указала о принятом решении и о необходимости кредиторам и иным лицам, чьи права затрагиваются в связи с исключением недействующего лица, направить заявления с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Данное письмо возвращено регистрирующему органу, как неврученное адресату.
23.06.2014 в ЕГРЮЛ внесены сведения (запись) об исключении юридического лица - ООО "Увгил" из ЕГРЮЛ.
Не согласившись с указанными действиями регистрирующего органа, заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю с жалобой.
Решением от 21.10.2014 N 08-43/68558 Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю отказало в удовлетворении жалобы заявителю со ссылкой на законность принятого решения, а также на то, что действующее законодательство не обязывает регистрирующий орган проводить проверку общества на предмет осуществления им фактической деятельности и не возлагает обязанности проверять иные критерии для определения недействующего юридического лица.
Полагая действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении как недействующего юридического лица - ООО "Увгил" незаконными, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом, по мнению суда округа, суды правомерно исходили из следующего.
В силу положений статьи 1 Закона N 129-ФЗ регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ и пункту 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила), основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации.
Внесение записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по вышеуказанным Правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3, 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из анализа статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа, в то время как наличие совокупности признаков, изложенных в части 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы данной статьи направлены на исключение из реестра лиц, прекративших свою деятельность фактически.
Судами установлено из материалов дела, что в период, предшествующий 12 месяцам до дня принятия решения от 28.02.2014 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и до фактического исключения из реестра (23.06.2014) ООО "Увгил" осуществляло свою деятельность.
Фактическая деятельность общества подтверждается представленными в материалах дела доказательствами: копиями договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства от 05.06.2008 N 437/2008, N 459/2008; копией заявления на установление квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей на 2013 год от 17.05.2013; копиями заявлений на получение разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 31.05.2013 N 20, N 21 на 2013 год; копиями разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 10.06.2013 N 412013011491, от 10.06.2013 N 412013011483; копиями отчетов о добыче (вылове) водных биологических ресурсов по состоянию на 10.06.2013, 05.07.2013 (10.07.2013), 05.08.2013 (10.08.2013), 05.09.2013 (10.09.2013), представленных в Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства по электронной почте; письмом Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства от 08.04.2015 N 08-17/2169.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ликвидация фактически действующего юридического лица - ООО "Увгил" путем его исключения из ЕГРЮЛ не могла быть произведена лишь по наличию формальных признаков, включая отсутствие в налоговом органе информации о банковских счетах и непредставление налоговой отчетности.
При таких обстоятельствах, суд округа соглашается с выводами судов о том, что действия регистрирующего органа по исключению фактически действующего юридического лица из ЕГРЮЛ, путем внесения соответствующей записи, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Довод регистрирующего органа о том, что действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо названной совокупности условий не предусматривает иных требований, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемого из ЕГРЮЛ юридического лица судом кассационной инстанции не принимается, поскольку основан на ошибочном толковании норм права.
Регистрирующий орган при рассмотрении вопроса о возможности применения упрощенного способа прекращения деятельности юридического лица, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным признакам, указанным в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Довод инспекции о том, что копии договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства от 2008 не подтверждают фактическую деятельность общества, в связи с тем, что данные договоры не имеют отношения к оспариваемому периоду, в частности периоду, предшествующему моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения (февраль 2013 по февраль 2014), был предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку в апелляционном суде. При этом судами правомерно указано, что инспекция, заявляя данный довод, необоснованно не учитывает, что согласно условиям имеющихся в материалах дела договоров от 05.06.2008 N 437/2008, N 438/2008, N 458/2008, N 459/2008, N 460/2008, N 461/2008, N 462/2008, N 463/2008, заключенных с Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству, вышепоименованные договоры вступают в силу с даты их подписания и действуют до 05.06.2028, то есть заключены на 20 лет.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Доводы, приведенные в жалобе, относительно установленных обстоятельств не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств, положенных в основу выводов арбитражных судов, что противоречит требованиям статьи 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по делу N А24-5866/2014 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.А. Логвиненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.