г. Хабаровск |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А59-92/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: Государственного автономного учреждения культуры "Сахалинский международный театральный центр им. А.П. Чехова" - Филиппова В.А. представитель по доверенности от 06.04.205 N 02;
от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области - представитель не явился;
от ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области - представитель не явился;
от Сахалинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области на решение от 02.06.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 по делу N А59-92/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.И. Белоусов; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчасная, Т.А. Солохина, Е.Л. Сидорович
по заявлению Государственного автономного учреждения культуры "Сахалинский международный театральный центр им. А.П. Чехова" (ОГРН 1026500552143, ИНН 6501037997, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический пр-кт, 35)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69, А, корп. 2), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области, Сахалинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконными решений
Государственное автономное учреждение культуры "Сахалинский международный театральный центр им. А.П. Чехова" (далее - заявитель, Учреждение, Театр) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - Управление) от 14.10.2014 N 074/001/123-2014 в части доначисления страховых взносов в размере 566 086,22 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 113 217,24 руб., начисления 96 863,85 руб. пени.
Решением суда от 02.06.2015 заявленные требования удовлетворены. Принят отказ Учреждения от заявлений к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области об отмене решения от 18.11.2014 N 15, к Сахалинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об отмене решений от 24.07.2014 N N 34, 36. Производство по делу в данной части прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.08.2015 решение суда первой инстанции от 02.06.2015 оставлено без изменения.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе Управления, которое просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части удовлетворенных требований, как принятые с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы Управление указывает на то, что возмещение расходов работника по оплате жилого помещения, носит стимулирующий характер и выплачивается только в отношении определенного круга лиц (актерский состав), является гарантированной (ежемесячной) выплатой и производится при заключении трудовых договоров и поэтому подлежит обложению страховыми взносами.
Также, по мнению Управления, суммы возврата расходов на проезд общественным транспортом от места жительства до места работы и обратно не поименованы в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.
Ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации, производимые в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 N 110-ЗО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Сахалинской области" (далее - Закон Сахалинской области от 24.12.2012 N 110-ЗО) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в рамках трудовых отношений и поэтому на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами.
Представитель Управления в судебное заседание суда кассационной инстанции, проведенное путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явился.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить её без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Учреждения, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено, что Управлением проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт от 12.09.2014 N 074/001/123-2014 и вынесено решение от 14.10.2014 N 074/001/123-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 150 821,04 руб., начислены пени в размере 130 621,39 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 754 105,05 руб. Кроме того предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, а также в отчет по форме РСВ-1.
Основанием для привлечения заявителя к ответственности явились выводы Управления о том, что Театром занижены базы для начисления страховых взносов на суммы возврата расходов работникам: арендной платы за аренду (найм) жилого помещения, за проезд общественным транспортом от места жительства до места работы и обратно, а также за оплату ежемесячной денежной выплаты заслуженным работникам культуры, которым присвоены почетные звания Сахалинской области.
Не согласившись с решением Управления от 14.10.2014 N 074/001/123-2014, Учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования в части признания незаконным доначисление страховых взносов в размере 566 086, 22 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 113 217,24 руб., начисления 96 863,85 руб. пени. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа считает, что удовлетворяя заявление Учреждения, суды правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 5 Закона N 212-ФЗ Учреждение является страхователем и плательщиком страховых взносов.
На основании пункта 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, указанным Законом N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты и вознаграждения в пользу работников, связанные с трудовыми отношениями между работником и работодателем.
Статьей 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Из содержания вышеуказанных норм Закона N 212-ФЗ следует, что страховыми взносами облагаются все выплаты, связанные с трудовыми отношениями работника и работодателя, за исключением компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Судами установлено, что Театр, испытывая потребность в профильных работниках, по причине отсутствия таковых в месте осуществления деятельности, вынужден привлекать соответствующих иногородних специалистов, с которыми заключаются трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, предусматривающие выплату работникам ежемесячных компенсаций за наем жилого помещения, в которых указано, что работникам возмещается оплата по договору найма жилого помещения за счет средств работодателя на период действия трудовых договоров.
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24-28 ТК РФ).
При этом статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Между тем, не все компенсационные выплаты, получаемые работниками, будут являться объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поскольку исходя из условий части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, страховые взносы начисляются на выплаты, произведенные работнику именно, в связи с выполнением им трудовых функций.
Исключения в данном случае перечислены в части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, при этом под эти исключения, подпадают, и компенсационные выплаты, произведенные работникам Учреждения.
Статьей 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
Учитывая изложенное суды пришли к правильному выводу о том, что выплаты, на компенсацию расходов по оплате жилья производимые Театром, привлеченным иногородним работникам, заключившим бессрочные и срочные трудовые договоры, являются именно, компенсацией, поскольку не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, а потому у Управления отсутствовали основания для доначисления страховых взносов.
В части сумм, уплаченных заявителем в порядке возмещения расходов работнику за проезд общественным транспортом от места жительства до места работы и обратно.
Судами установлено, что работодатель возмещает работнику Ли А.Ч. расходы за проезд в городском транспорте и то, что являясь работником Театра Ли А.Ч. зарегистрирован и проживал фактически в г. Корсакове Сахалинской области, откуда и ездил к месту работы в г. Южно-Сахалинск и обратно.
По условиям трудового договора от 27.01.2011 N 860-11 сотрудник не относится к категории сотрудников имеющих разъездной характер работы. Вместе с этим в соответствии с пунктом 7.1. Дополнения N 1 к "Положению об оплате труда и премирования работников Областного автономного учреждения культуры "Сахалинский Международный театральный центр им. А.П. Чехова", а также порядке предоставления работодателем материальной помощи" к выплатам компенсационного характера относятся выплаты транспортных расходов. Так пунктом 7.5. указанного Дополнения N 1 определено, что "документально подтвержденные расходы, связанные с оплатой проезда работников, проживающих за пределами муниципального округа город Южно-Сахалинск, транспортом общего пользования, в рабочие дни к месту работы и обратно, возмещаются работодателем в день выдачи заработной платы 10 (десятого) числа каждого месяца. Работник не позднее 5 (пятого) числа следующего месяца, предоставляет в отдел бухгалтерии проездные документы, свидетельствующие о затратах работника за предыдущий месяц".
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Проанализировав положения трудового законодательства, суды пришли к правильному выводу о том, что, под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Таким образом, производимые работодателем своим работникам выплаты (вознаграждения), в том числе в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), включаются в базу для исчисления страховых взносов тогда, когда они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда, и не все расходы работодателя являются выплатами в пользу физических лиц, являющихся его работниками.
Учитывая изложенное, а также правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что данные выплаты являются выплатами социального характера, как основанные на коллективном договоре (в данном случае Положении об оплате труда с учетом Дополнения N 1), поэтому не являются стимулирующими, поскольку не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, то есть не являются оплатой труда работника (вознаграждением за его труд).
В связи с чем, выводы судов о том, что указанные выплаты не являются выплатами в рамках трудовых отношений, вследствие чего, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, являются верными.
В части сумм, уплаченных Театром в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области, суды пришли к следующему.
Согласно статье 2 Закона Сахалинской области от 14.04.2004 N 492 "О почетном звании "Заслуженный работник культуры Сахалинской области" работникам, которым присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры Сахалинской области", производится ежемесячная денежная выплата в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
В соответствии с Законом от 24.12.2012 N 110-ЗО, Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации" разработан Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и определены органы, осуществляющие ее выплату в Сахалинской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат органами, осуществляющими выплату ежемесячных денежных выплат, выступают органы исполнительной власти, которые не являются работодателями получателей выплат, в частности: в отношении творческих работников и специалистов государственных учреждений культуры, искусства, полиграфии, печати, радио и телевидения и в отношении работников государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству культуры Сахалинской области - Министерство культуры Сахалинской области.
Как следует из материалов дела, Театром в 2013 году производились ежемесячные денежные выплаты двум сотрудникам, имеющим почетное звание "Заслуженный работник культуры Сахалинской области".
При таких обстоятельствах, суда правильно определили, что поскольку средства на ежемесячные денежные выплаты не выделяются Театру в общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание Учреждения (выполнение государственного задания), и не формируют фонд оплаты труда его работников, то в данном случае в отношении указанных средств Учреждение не является плательщиком страховых взносов, так как предоставление ежемесячной денежной выплаты в пользу физического лица не предусмотрено ни трудовым договором между работодателем и сотрудником, ни коллективным договором, и выплачивается не в рамках трудовых отношений.
Обязательство по выплате ежемесячной денежной выплаты возникает между органом исполнительной власти (Министерством культуры Сахалинской области) и работниками Учреждения, имеющими соответствующее звание.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 5 статьи 2 Закона от 24.12.2012 N 110-ЗО, относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суды правомерно удовлетворили заявленные требования и признали незаконным решение Управления от 14.10.2014 N 074/001/123-2014 в части привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде наложения штрафа в размере 113 217,24 руб., доначисления 566 086,22 руб. страховых взносов, начисления 96 863,85 руб. пени, как не соответствующее положениям данного Федерального закона.
Таким образом, выводы судебных инстанций соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательством и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, идентичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые получили правильную и объективную оценку в суде апелляционной инстанции, следовательно, переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Новых доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.06.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 по делу N А59-92/2015 Арбитражного суда Сахалинской области в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.