г. Хабаровск |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А59-5933/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Е.Н. Захаренко
судей: Г.А. Камалиевой, И.А. Тарасова
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 по делу N А59-5933/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.П. Пустовалова; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Мокроусова, Л.Ю. Ротко, И.С. Чижиков
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Городок"
о взыскании 433 978 руб. 49 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН - 1026500522685; далее - ОАО "Сахалинэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Городок" (ОГРН - 1066505003795; далее - ООО "Городок", ответчик) о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, потребленной на коммунальную услугу по энергоснабжению на общедомовые нужды, в размере 433 870 руб. 49 коп.
Иск нормативно обоснован положениями статей 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и мотивирован обязанностью ответчика (как исполнителя коммунальных услуг) произвести оплату за период с 01.07.2013 по 31.05.2014 потребленного коммунального ресурса на общедомые нужды.
Решением суда от 07.05.2015 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 решение от 07.05.2015 отменено, в удовлетворении иска отказано со ссылкой на отсутствие достоверных доказательств состава площадей мест общего пользования в многоквартирных жилых домах и невозможность осуществления расчета суммы задолженности по оплате сверхнормативного ОДН.
В кассационной жалобе ОАО "Сахалинэнерго" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа постановление от 25.08.2015 отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции безосновательно не принял во внимание адресный список многоквартирных домов от МУП "НКС", в котором указаны площади общедомового имущества, включенные в расчет сверхнормативного потребления электроэнергии. Данный адресный список был подготовлен МУП "НКС", ранее обслуживающим спорный жилищный фонд, на основании технических паспортов многоквартирных жилых домов. Разница между расчетом истца и контррасчетом ответчика возникла из-за различных подходов при определении площадей мест общего пользования (истец производит расчет без включения площадей чердаков и подвалов, ответчик - с включением этих площадей).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Дальневосточного округа, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили. Дело рассмотрено в предусмотренном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке.
Законность принятых судебных актов проверена судом кассационной инстанции.
Как следует из материалов и установлено судами, ООО "Городок" является организацией, осуществляющей управление эксплуатацией жилого фонда, в управлении которого находятся дома, расположенные в г. Невельске Сахалинской области: N 1, 3, по ул. Школьной, N 63, 65, 76 по ул. Ленина, N 135 по ул. Рыбацкой и N 1 по ул. Вакканай.
В период с июля 2013 - май 2014 ОАО "Сахалинэнерго" осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Городок".
Полагая, что у ответчика имеется задолженность за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, в объеме, превышающем объем поставленного ресурса, исчисленного исходя из нормативов потребления электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, истец выставил в адрес ответчика счета-фактуры на общую сумму 433 870 руб. 65 коп.
Уклонение ООО "Городок" от оплаты потребленного ресурса послужило основанием для обращения ОАО "Сахалинэнерго" в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование, руководствовался Правилами N 354, нормами жилищного законодательства, признав доказанным наличие на стороне ответчика как исполнителя коммунальных услуг задолженности за потребленный коммунальный ресурс на цели оказания населению жилищного фонда коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями).
Правилами N 354 установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (пункт 40).
Для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды Правила N 354 устанавливают свой порядок расчета.
В соответствии с пунктом 44 указанных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств того, что общим собранием собственников многоквартирных жилых домов приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения.
Многоквартирные дома, управляемые ответчиком, оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии, что подтверждается соответствующими актами допуска и технической проверки, расход потребления электроэнергии зафиксирован показаниями приборов учета.
Факт поставки истцом на объекты, находящиеся в управлении ответчика, электрической энергии в спорный период подтвержден документально.
Объем сверхнормативного потребления на общедомовые нужды в соответствии с положениями Правил N 354 определяется в виде разницы между объемом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний общедомовых приборов учета (путем исключения из объема полученного ресурса, определенного по показаниям общедомовых приборов учета, объемов электрической энергии, поставленной в жилые и нежилые помещения домов, определенных по показаниям индивидуальных приборов учета или исходя из среднемесячного потребления (в случае оборудования помещений таковыми) или исчисленных исходя из норматива потребления (в отношении помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета), и объемом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитанным исходя из установленных нормативов потребления электроснабжения на общедомовые нужды и площади мест общего пользования многоквартирных домов.
При расчете задолженности истец исходил из пункта 44 Правил N 354 и норматива потребления услуги по энергоснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади, входящих в состав общего имущества, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 29.04.2013 N 13, без учета площадей чердаков и подвалов.
Оценив представленный расчет, суд первой инстанции установил, что он выполнен с применением указанных нормативов и соответствует требованиям Правил N 354 и Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306), в связи с чем удовлетворил иск в заявленном размере.
Отменяя решение, суд апелляционной инстанции указал, что рассмотрение спора требовало обязательного исследования вопроса о составе общедомового имущества. Отказ от исследования данных вопросов ведет к неверному определению нормативного объема потребления ресурса на оказание коммунальной услуги на общедомовые нужды и, как следствие, неправильному определению сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды. Полагая невозможным осуществить самостоятельный расчет задолженности по оплате сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды ввиду отсутствия достоверных доказательств действительной площади мест общего пользования спорных многоквартирных домов, апелляционная инстанция отказала в удовлетворении иска, вследствие их недоказанности истцом.
Между тем выводы апелляционного суда нельзя признать соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи со следующим.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт).
Настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с пунктом 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
В рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат, в том числе сведения о перечне многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них.
Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", определено, что адресом официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации, является www.reformagkh.ru.
Из пояснений представителя истца данных при рассмотрении дела в первой инстанции следует, что при расчете задолженности им использованы значения площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, без чердаков и подвалов, полученные непосредственно от управляющей организации ранее обслуживавшей многоквартирные жилые дома, а также с сайта "Реформа ЖКХ" в сети Интернет (www.reformagkh.ru).
В распечатках с сайта "Реформа ЖКХ" в сети Интернет, приобщенных к материалам дела, содержатся все данные по спорным жилым домам, включая площади мест общего пользования с отдельным отражением площадей подвальных помещений. Например, г. Невельск, ул. Ленина, 63: общая площадь мест общего пользования - 743 кв. м, площадь подвальных помещений - 560 кв. м (том 2, л.д. 52-55). Следовательно, площадь мест общего пользования без чердаков и подвалов оставляет 183 кв. м (743 кв. м - 560 кв. м), что соответствуем данным используемым ОАО "Сахалинэнерго" в расчете суммы иска (183 кв. м (первоначальные расчеты (т. 1 л.д. 21- 31); уточненные расчеты (т. 2 л.д. 23-26)).
Кроме того, отраженные сведения по местам общего пользования (без чердаков и подвалов) соответствуют, предоставленным истцу администрацией Невельского городского округа в сообщении от 22.05.2013 исх. N 1473-36 (т. 2 л.д. 27-36).
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно принят расчет истца как документально подтвержденный и соответствующий требованиям Правил N 306 и N 354.
Поскольку нормативный объем потребления ресурса на оказание коммунальной услуги на общедомовые нужды определен судом первой инстанции по площадям мест общего пользования без чердаков и подвалов, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для указания на то, что вопрос о составе общедомового имущества при разрешении спора не разрешен.
Выводы о недостоверности представленных и принятых судом первой инстанции доказательств по определению действительной площади мест общего пользования многоквартирных домов указаны без ссылок на обстоятельства, установленные судом апелляционной инстанции. Доказательства, на которых основаны выводы, и мотивы не приведены. Данное свидетельствует о нарушение судебной коллегией норм процессуального законодательства (часть 2 статьи 65, статья 71, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Судом первой инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
Суд апелляционной инстанции, отменяя законное и обоснованное решение от 07.05.2015, переоценивая доказательства по делу, в свою очередь, не учел всей их совокупности и допустил нарушение норм процессуального права, постановление от 25.08.2015 подлежит отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
С учетом результата рассмотрения дела судебные расходы ОАО "Сахалинэнерго" в виде 3 000 руб. уплаченной при подаче кассационной жалобы государственной пошлины подлежат взысканию с ООО "Городок" на основании статьи 110 АПК РФ.
У суда кассационной инстанции отсутствует информация об исполнении ранее принятого судебного акта, поэтому вопрос о повороте исполнения следует рассмотреть суду первой инстанции в порядке статей 325, 326 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 по делу N А59-5933/2014 Арбитражного суда Сахалинской области отменить.
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.05.2015 по данному делу оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городок" в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" 3 000 руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Сахалинской области произвести поворот исполнения отмененного судебного акта в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ, выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.